Публикация по теме: «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Публикация по теме:

 

«Значение конструирования

в развитии

детей младшего дошкольного возраста»

 

                  Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка,  занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.

Конструирование - прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. В первой младшей группе наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Публикация по теме:

«Значение конструирования

в развитии

детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                      воспитатель:

                                                                                                          Адаменко Ю.А.                                                              

г. Покачи, 2023г.

 

«Значение конструирования

в развитии

детей младшего дошкольного возраста»

 

                  Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка,  занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.

Конструирование - прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. В первой младшей группе наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца  (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия.

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный, неповторимый мир. Приглядитесь,  повнимательнее,  к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели.

Поэтому, даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная,  развивающая деятельность?

1. Во - первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка, он  на практике, не только,  познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создавать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных  деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это, крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же, данный вид деятельности формирует такие качества, как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное , конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики.

Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале, малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже, количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук.

Конструктивная деятельность, по-прежнему,  тесно связана с игрой:  на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако,  сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Приобщение к конструктивной деятельности,  необходимо начинать с ознакомления  детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после, начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте,  ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к  более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл.

В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми.  Поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, необходимо подобрать игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных.

Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами,  можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире,  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому, и педагогам и родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно, ребенок становится более опытным строителем, с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и, по возможности, подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.

 

Методика обучения детей

 1,5 - 3  лет сюжетному конструированию:

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно – отобразительной  игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому, оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна  пошла  гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам)

II этап – этап творческого применения знаний и умений  в

специально организованных взрослым,  условиях  (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:

  •  Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы;
  •  Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности;
  •  Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

Инициативе;

  •  Развитие творческого мышления и воображения;
  •  Формирование сенсорных способностей;
  •  Формирование пространственных представлений,

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется, в соответствии, с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 1,5 -3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

Для организации сюжетного конструирования, мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть масштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.); в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

НОД по «сюжетному конструированию», проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты: «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в  большом» и т. п.

НОД «Теремок». Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для  зверят. Воспитанникам  очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок, и, последующее, совместное строительство  нового теремка, им очень понравилось.

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета - это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или, может быть,  наоборот,  в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику». Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно - отобразительных  игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у воспитанников, в процессе сюжетного конструирования,  развивались творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.

Домашнее конструирование.

      Мы работает уже почти год с нашими воспитанниками  и очень  приятен тот факт, что родители  замечают успехи у своих детей, в частности, и в конструировании.

Я предложила родителям посмотреть процесс  конструирования  дома.

Результаты нас очень порадовали.

Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, выкладываем результаты видео и фотоматериалов в родительские чаты, обмениваемся опытом.

Цикл занятий по конструированию

детей от 1.5 -  до 3 лет:

Тема «Башня»

Задачи: закрепить у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей), подбирать флажок соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развить речевую активность.

Материал: для каждого ребенка по пять кубиков определенного цвета, флажки разных цветов, укрепленные в пластмассовых пробках, одна матрешка.

 

Занятие 1

Воспитатель предлагает детям построить высокую башню Н· кубиков, лежащих перед ними и украсить их флажками такого- же цвета. В ходе занятия помогает советом, побуждает вспомнить, как она строится, предлагает помогать друг другу. Когда, постройки будут готовы, воспитатель берет матрешку и играет с детьми. От лица игрушки спрашивает отдельных детей: «Что ты построил?», «Покажи один кубик?», «Сколько кубиков: матрешки?», «Сколько кубиков у тебя?»

Оценка детских построек тоже осуществляется от лица игpyшки.

 

Занятие 2

Дети могут построить две башенки разного цвета и высоты, украсить их призмами соответствующего цвета (три кубика одна призма, четыре кубика и одна призма).

Перед каждым ребенком - набор кубиков двух цветов, а призмы малыши отбирают сами из ящика, стоящего в центре стола.

 

Занятие 3

Можно научить детей строить две праздничные башенки г; образцу воспитателя: одну из кирпичиков, другую из кубиков сочетая их по цвету и украшая флажками, выбранными ребенком по своему желанию. Дети строят в соответствии с тем материалом, который перед ним лежит, например: два синих и два желтых кирпичика, два зеленых кирпичика. Можно провести аналог образца воспитателя, обратить внимание на название форм, и красивое сочетание по цвету, на различие построек по размеру». Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы детей поощрять, подсказывать, помогать совете и действием.

 

Тема: «Разные дорожки»

Задачи: научить детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями, различать постройки и игрушки по цвету, играть с постройками. Развить желание общаться. Научить про износить звукоподражание «би-би-би».

Материал: для каждого ребенка по 5-6 кирпичиков определенного цвета, машинки.

 

Занятие 4

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: «Что ты строишь?», «Зачем строишь?», «Покажи красный кирпичик?», «Покажи, где много кирпичиков», «Света, покажи Саше, как строить дорожки».

Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем предлагает еще поиграть, побуждает повозить свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.

 

Занятие 5

Воспитатель закрепляет умение детей строить широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. По краям дорожки сажают цветочки, соответствующие цвету дорожек (цветочки подбирают сами). Их легко сделать, вырезать из плотной бумаги и наклеить на картонные подставочки.

 

Занятие 6

Занятие-повторение. Все дети сидят за сдвинутыми вместе столами и воспитатель с ними. «Давайте все построим широкую дорожку, Оля - красного цвета, Наташа - желтого» и Т.Д. «Теперь построим узкую дорожку из этих кирпичиков». В конце занятия можно показать малышам другой способ конструирования дорожки, пристроив к дорожке одного из детей свою узкую дорожку. «Посмотрите, была у Наташи узкая дорожка, а теперь широкая, давайте к нашей дорожке пристроим Алину дорожку, стала дорожка еще шире». Затем можно все дорожки объединить. «Вот какую мы все вместе построили широкую дорогу разного цвета. Давайте ее еще красивее сделаем!» Открывает «чудесную коробочку» и высыпает на стол разноцветные кружочки. «Возьмите такой кружок - синий и положите его на дорожку, чтобы его было видно, а теперь все возьмите и положите такой - красный кружок. Света! Какой кружок ты положила?»

Тема: «Мебель для матрешек»

Задачи: научить детей строить мебель. Научить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали. Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки, складывать детали на подносы.

Материал: на общих подносах лежат кубики синего цвета. кирпичики красного цвета, матрешки.

 Занятие 7

Целесообразно провести это занятие за сдвинутыми столам.  Воспитатель предлагает построить для матрешек стол и стулья:

Лучше не давать образца, а предложить малышам подумать, JI каких деталей построить сначала свод, помочь советом, вопросом, поощрить ребенка, если он построит свой стол по-другому, не как все (например, все поставят кубик, а на него положат кирпичик, и кто-то вспомнит, как строить журнальный стол который строили в играх, поставив один кирпичик на узкую длинную грань, а на него положить другой). Затем предложить построить стулья. После чего дети обыгрывают постройки. В конце занятия воспитатель оценивает работу детей.

 

Занятие 8

Можно научить малышей строить две кроватки. Одну узкую (из одной лежащей пластины и двух приставленных к ней с двух сторон вертикально стоящих кирпичиков, другую широкую, двух пластин и четырех кирпичиков). Перед занятием можно рассмотреть кукольную кроватку, вспомнить название ее чаете; Обратить внимание на образец, проанализировать его. «Из каких деталей построена кроватка?» «Какого цвета?» «Где у кровати спинки?» В конце занятия проводят анализ с целью  закрепить у детей понятие «узкий - широкий». «У Вовы в широкой кровати спит мишка, а на узкой маленький зайчишка». Игрушки целесообразно предложить малышам в конце занятия. Нужно подобрать их по размеру. В процессе игры воспитатель побуждает детей произносить: «Спи, мой зайчик, баю-бай

 Занятие 9

Занятие можно провести в форме игры «Построй такой же»  Дети сидят за сдвинутыми столами вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком набор строительных деталей. «Угадайте, что я сейчас построю?» Воспитатель строит кресло; спрашивает детей, из каких деталей, и предлагает построить такое же. При этом старается строить из других деталей не знакомым малышам способом, таким образом, упражняет в этом детей. Затем строит диванчик, кроватку. Матрешек для обыгрывания построек предлагает сразу вместе со строительным материалом. В конце занятия дети играют с мебелью, используя тряпочки, кукольную посуду, игрушки.

Тема: «Автобус и грузовик»

Задачи: поупражнять детей в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга. Научить различать детали, называть их. Развить желание детей конструировать, способствовать речевой активности. Научить разбирать постройки, складывать детали на середине стола.

Материал: набор кубиков, кирпичиков и пластин на каждого ребенка. Крупные игрушки: автобус и машина. Мелкие игрушки: машинки, зверюшки, матрешки и др.

 Занятие 10

Перед занятием воспитатель строит образцы построек. На пластину кладет кубик и приставляет к нему на узкую, короткую грань-кирпичик - грузовик; накладывает на пластину несколько кубиков вплотную - автобус. Хорошо подобрать в качестве образца игрушки, изображающие эти предметы. Способов конструирования можно не показывать, но образцы проанализировать нужно. (При анализе воспитатель учит выделять детали.) После занятия дети обыгрывают свои постройки, катают матрешек. Поощряется, если в игре малыши пытаются придать поделкам движение. Воспитатель побуждает детей к речевому общению.

 Занятие 11

Можно предложить малышам построить по образцам, данным воспитателем, разные машинки. Для этого воспитатель строит на своем столе несколько образцов (автобус, грузовик, легковой автомобиль). Способов конструирования можно не давать, а проанализировать нужно, чтобы закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, о способах конструирования, научить детей сравнивать постройки, замечать их различие.

 

Занятие 12

Заключительное занятие по этой теме можно построить в форме игры-повторения, когда воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта. В конце занятия дети играют со своими машинками, а воспитатель помогает развивать сюжеты, играя вместе с ними. «Едет мой зайчик на грузовике, а ему навстречу идет уточка: "Покатай меня, заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста!" "Ну, садись, только крепче держись!"» и т.д.

 

Тема:  «Заборчик»

Задачи: научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвет:

Научить играть с постройками, проявляя желание конструировать друг с другом. Активизировать словарь: «один», «много «забор», «петух», «курица», «собака», «кошка», «корова». Научить произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко «ав-ав», «му-му». Научить убирать детали в коробки, раскладывая их по цвету.

Материал: у каждого ребенка кирпичики двух цветов, игрушки.

 

Занятие 13

у воспитателя заранее построен заборчик. После его рассматpивaния детям предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть. Проводится игра. Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает: «Где же собачка? Ребенок показывает игрушки и произносит звукоподражание «Ав-ав» и т.Д. После игры воспитатель обращается к детям индивидуально: «Котик, покажи один кубик!» «Петушок, сколы: здесь стоит кубиков» (много). Побуждает детей отвечать от лица игрушек. Спрашивает: «Кто спрятался за этим забором?» В конце занятия оценивает детские постройки: «Курочке нравится Олин заборчик Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?»

 

Занятие 14

Дети могут строить заборчики по предложению воспитателя: «Постройте заборчик из красных кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кирпичик, возле него желтый, теперь опять поставьте красный кубик, теперь желтый кирпичик так поставьте все кубики и кирпичики, которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики положите аккуратно кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия. Теперь постройте другой заборчик, сначала поставь желтый кирпичик, теперь красный кубик рядом с ним» И т.д.

В конце занятия нужно предложить детям игрушки для игры. Например, каждый играет с петушком. Воспитатель предлагает посадить петушка на каждый красный кубик по очереди и прокричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Тема: «Узко и широко»

Задачи: научить детей делать перекрытия. Активизация словаря: «узкая», «широкая», «скамейка», «белый». Научить детей играть с постройками. Развить речевую активность. Научить разбирать постройки, складывать детали на середину.

Материал: кирпичики двух цветов, белые зайчики.

 

Занятие 15

Перед занятием воспитатель строит скамеечки: узкую - из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина, и широкую - из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин. Следует рассмотреть их, привлечь малышей к их анализу. «Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны столбики скамеечки? Какого цвета сиденье? Посади много зайчиков на широкую скамеечку». Можно показать и способы конструирования. Воспитатель учит обыгрывать постройки: «Заиньки белые, заиньки смелые по лужайке скачут, травку едят, устали, на скамеечку сели» и т.д. Желательно, чтобы зайчики были чисто белого цвета.

 

Занятие 16

Можно предложить малышам построить узкие и широкие воротца по образцу, данному воспитателем. Нужно подробно' проанализировать образцы, показать, как в ворота проезжают машинки. Приемов конструирования можно не показывать. Узкие воротца строятся из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которых лежит кирпичик, а широкие - на четырех вертикально стоящих кирпичиках, на которых лежат две пластины. Ворота могут быть украшены призмами, флажками. В конце занятия малышам предлагаются узкие и широкие машинки. Воспитатель каждую рассматривает с детьми, затем предлагает поиграть с ними.

 

Занятие 17

Целесообразно провести конструирование по образцу, данному воспитателем. Празднично украшенные ворота с заборчиком (из десяти различных форм синего и желтого цвета), на двух вертикально стоящих кирпичиках лежит пластина, на ней призма, с одной стороны ворот приставляется лежащий на узкой длинной грани кирпичик, рядом с ним ставится кирпичик в вертикальном положении, затем приставляется кубик, на котором устанавливается флажок, то же самое и с другой стороны.

На этом занятии есть возможность создать конструкцию из всех знакомых детям геометрических форм и уточнить разные варианты расположения их на плоскости. Это занятие требует от воспитателя большой индивидуальной работы с детьми: каждому помочь, посоветовать, подбодрить. Лучше не давать детям игрушек на этом занятии, а предложить украсить постройку флажками по-другому. Пусть лучше малыши сосредоточатся на постройке, столкнутся с ритмом, гармонией, симметричностью расположения форм и сочетанием цветов. Анализ детских работ воспитатель может провести в игровой форме. «Поехала машинка к Олиным воротцам. Какие красивые у нее ворота. Как ровно стоят кирпичики!»

Тема: «Домик»

Задачи: научить детей строить перекрытия, различать красный цвет и называть «красный кирпичик», различать желты]. цвет. Научить произносить «здравствуй, до свидания». Развить: детей стремление к игровому и речевому общению. Научить разбирать постройки и складывать детали в стопочки или в определенное место, убирать игрушки.

Материал: кирпичики красного и желтого цвета, маленькие" красные призмы, игрушки.

Занятие 18

Воспитатель до занятия строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с лево и правой стороны (соединенных узкими длинными гранями Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмам; красного цвета.

Воспитатель проводит его анализ, показывает приемы конструирования. «С чего нужно начать строить дом? Иди, Свете построй. Что теперь надо построить? Иди, покажи как? Что осталось построить?» и т.Д. Игрушки предлагают сразу со строительным материалом, поэтому как только малыши заканчивают постройку, они начинают ее обыгрывать. Чтобы способствовать: развитию элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам дополнительно деревья, машинки, мелкие игрушки и воспитателю поиграть вместе с ним; «Матрешка И котик приехали в гости к Сашиной матрешке рассматривают его дом». Воспитатель «обращает внимание» матрешек на то, что стены у Сашиного домика желтые, прочны: ровные. «Хорошо в нем живется матрешечке» и т.Д.

 

Занятие 19

Можно научить малышей строить такой же домик, но с окошечком, образованном при помощи кирпичика, лежащего на узкой, длинной грани, приставленной к задней стенке домика (сочетание цветов может быть другим). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей о том, такой  ли дом строили они на прошлом занятии. «Чем этот отличается:

Можно вызвать двух детей и предложить им показать, какой домик они строили раньше (если малыши затрудняются, предложить убрать деталь). Спросить, как называется эта деталь, какого цвета и попросить установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают построить свои домики, украсить их деревьями, цветочками.

 

Занятие 20

Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком.

Малыши просят самостоятельно построить такие домики, как они строили на прошлом занятии. Когда домики будут готовы, воспитатель предлагает детям подумать и догадаться, как можно построить у домика дверь. Некоторые дети построят ее по аналогии с окошком из кирпичика, некоторые сделают двустворчатые. Разные варианты поощряются. После чего воспитатель просит малышей пристроить к домику заборчики, какие они хотят, украсить постройки и поиграть с ними.

Тема: «Лестницы»

Задачи: научить приему накладывания однородных деталей друг на друга. Научить различать цвета и называть красные кубики, синие кубики. Научить понимать слова и выражения, побуждать произносить: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «кукла идет», «прыгает». Научить убирать детали после занятия в коробки, убирать игрушки.

Материал: у каждого ребенка кубики определенного цвета (красные или синие), игрушки.

 

Занятие 21

Воспитатель вспоминает с детьми, по каким лестницам они ходили, обращает внимание на то, что лестница состоит из ступенек, что лестницы бывают разные. Например, при входе в детский сад лестница широкая, на ней мало ступенек, внутри детского сада на второй этаж ведет узкая лестница, у которой много ступеней.

Воспитатель учит малышей строить лесенку из шести кубиков. Сначала рассматривает с детьми образец, выделяет детали, обращает внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить лестницу, у которой много ступенек. «Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком, потом еще один и поставить на этот кубик. Вот получились две ступеньки. Чтобы еще одну ступеньку построить, нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у лестницы». После того как дети построят лесенки, воспитатель предлагает им куколок, и малыши водят их по ступенькам вверх и вниз. Воспитатель сначала побуждает малышей к игре «Пошли куколки вверх, теперь вниз» произносит протяжно слова «вверх, вниз». Потом малыши сам играют и произносят слова в соответствии с движением игрушек. После игр проводится анализ детских построек, который: как обычно проходит в игровой форме.

 Занятие 22

Можно научить малышей строить широкую лесенку из шести кирпичиков зеленого цвета, пользуясь теми же методами: приемами. При этом к показу приемов приобщить робких детей. «Сегодня мне будут помогать Оля, Света и Вова». Игрушки  для обыгрывания построек предложить другие. «По ступенькам прыгают белые зайчики, черные котики. Возле лесенки стоят елочки».

 Занятие 23

Целесообразно научить малышей строить. Хорошо при возможности рассмотреть игровую горку на детской площадке. Воспитатель заранее строит на своем столе образец. К лесенке шести кубиков приставляет большую призму, причем не анализирует и не показывает приемов конструирования, а предлагает детям построить такую же горку. Можно спросить нескольких ребят, как они будут строить, какие детали и какого цвета использовать. (Наблюдение показывает, что дети очень любят играть  с горками, так как здесь ребенку предоставлена большая возможность активно действовать с постройкой  и игрушкой

«Куколки поднимаются по ступенькам, а потом съезжают с горки.

 Воспитатель поддерживает игру малышей: «Куколка покатилась с горки вниз».

 Занятие 24

Можно предложить малышам построить горку с лесенкой. длинным скатом. Воспитатель говорит детям, что к ним в гост пришли зайчики, которые узнали, что дети научились строить горки, и очень хотят на них покататься. Воспитатель предлагает детям построить горки для зайчиков (по памяти).

Перед детьми лежат длинные пластины, на которые воспитатель до этого момента не обращает внимания. Наблюдая за деятельностью детей, поощряя их, подбадривая, он подводит малышей к мысли, что зайчикам хочется долго катиться с горки, чтобы горки были длинные, и просит детей подумать, как же сделать горки длинными, и обращает внимание на пластины (в случае, если малыши сами не догадываются).

Список использованных источников:

1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом.

 В книге: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада.

Л.Н. Павлова. – М., Просвещение, 1986г. – Стр.147-152

2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002.

 – 192 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Публикация по теме:

«Значение конструирования

в развитии

детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                      воспитатель:

                                                                                                          Адаменко Ю.А.                                                              

г. Покачи, 2023г.

 

«Значение конструирования

в развитии

детей младшего дошкольного возраста»

 

                  Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка,  занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.

Конструирование - прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. В первой младшей группе наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца  (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия.

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный, неповторимый мир. Приглядитесь,  повнимательнее,  к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели.

Поэтому, даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная,  развивающая деятельность?

1. Во - первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка, он  на практике, не только,  познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создавать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных  деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это, крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же, данный вид деятельности формирует такие качества, как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное , конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.

Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики.

Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале, малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже, количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук.

Конструктивная деятельность, по-прежнему,  тесно связана с игрой:  на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако,  сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Приобщение к конструктивной деятельности,  необходимо начинать с ознакомления  детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после, начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте,  ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к  более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл.

В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми.  Поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, необходимо подобрать игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных.

Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами,  можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире,  река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому, и педагогам и родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно, ребенок становится более опытным строителем, с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и, по возможности, подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.

 

Методика обучения детей

 1,5 - 3  лет сюжетному конструированию:

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно – отобразительной  игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому, оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна  пошла  гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам)

II этап – этап творческого применения знаний и умений  в

специально организованных взрослым,  условиях  (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:

  •  Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы;
  •  Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности;
  •  Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

Инициативе;

  •  Развитие творческого мышления и воображения;
  •  Формирование сенсорных способностей;
  •  Формирование пространственных представлений,

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется, в соответствии, с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 1,5 -3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

Для организации сюжетного конструирования, мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть масштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.); в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

НОД по «сюжетному конструированию», проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты: «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в  большом» и т. п.

НОД «Теремок». Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для  зверят. Воспитанникам  очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок, и, последующее, совместное строительство  нового теремка, им очень понравилось.

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета - это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или, может быть,  наоборот,  в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику». Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно - отобразительных  игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у воспитанников, в процессе сюжетного конструирования,  развивались творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.

Домашнее конструирование.

      Мы работает уже почти год с нашими воспитанниками  и очень  приятен тот факт, что родители  замечают успехи у своих детей, в частности, и в конструировании.

Я предложила родителям посмотреть процесс  конструирования  дома.

Результаты нас очень порадовали.

Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, выкладываем результаты видео и фотоматериалов в родительские чаты, обмениваемся опытом.

Цикл занятий по конструированию

детей от 1.5 -  до 3 лет:

Тема «Башня»

Задачи: закрепить у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей), подбирать флажок соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развить речевую активность.

Материал: для каждого ребенка по пять кубиков определенного цвета, флажки разных цветов, укрепленные в пластмассовых пробках, одна матрешка.

 

Занятие 1

Воспитатель предлагает детям построить высокую башню Н· кубиков, лежащих перед ними и украсить их флажками такого- же цвета. В ходе занятия помогает советом, побуждает вспомнить, как она строится, предлагает помогать друг другу. Когда, постройки будут готовы, воспитатель берет матрешку и играет с детьми. От лица игрушки спрашивает отдельных детей: «Что ты построил?», «Покажи один кубик?», «Сколько кубиков: матрешки?», «Сколько кубиков у тебя?»

Оценка детских построек тоже осуществляется от лица игpyшки.

 

Занятие 2

Дети могут построить две башенки разного цвета и высоты, украсить их призмами соответствующего цвета (три кубика одна призма, четыре кубика и одна призма).

Перед каждым ребенком - набор кубиков двух цветов, а призмы малыши отбирают сами из ящика, стоящего в центре стола.

 

Занятие 3

Можно научить детей строить две праздничные башенки г; образцу воспитателя: одну из кирпичиков, другую из кубиков сочетая их по цвету и украшая флажками, выбранными ребенком по своему желанию. Дети строят в соответствии с тем материалом, который перед ним лежит, например: два синих и два желтых кирпичика, два зеленых кирпичика. Можно провести аналог образца воспитателя, обратить внимание на название форм, и красивое сочетание по цвету, на различие построек по размеру». Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы детей поощрять, подсказывать, помогать совете и действием.

 

Тема: «Разные дорожки»

Задачи: научить детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями, различать постройки и игрушки по цвету, играть с постройками. Развить желание общаться. Научить про износить звукоподражание «би-би-би».

Материал: для каждого ребенка по 5-6 кирпичиков определенного цвета, машинки.

 

Занятие 4

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к малышам с вопросами: «Что ты строишь?», «Зачем строишь?», «Покажи красный кирпичик?», «Покажи, где много кирпичиков», «Света, покажи Саше, как строить дорожки».

Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем предлагает еще поиграть, побуждает повозить свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.

 

Занятие 5

Воспитатель закрепляет умение детей строить широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. По краям дорожки сажают цветочки, соответствующие цвету дорожек (цветочки подбирают сами). Их легко сделать, вырезать из плотной бумаги и наклеить на картонные подставочки.

 

Занятие 6

Занятие-повторение. Все дети сидят за сдвинутыми вместе столами и воспитатель с ними. «Давайте все построим широкую дорожку, Оля - красного цвета, Наташа - желтого» и Т.Д. «Теперь построим узкую дорожку из этих кирпичиков». В конце занятия можно показать малышам другой способ конструирования дорожки, пристроив к дорожке одного из детей свою узкую дорожку. «Посмотрите, была у Наташи узкая дорожка, а теперь широкая, давайте к нашей дорожке пристроим Алину дорожку, стала дорожка еще шире». Затем можно все дорожки объединить. «Вот какую мы все вместе построили широкую дорогу разного цвета. Давайте ее еще красивее сделаем!» Открывает «чудесную коробочку» и высыпает на стол разноцветные кружочки. «Возьмите такой кружок - синий и положите его на дорожку, чтобы его было видно, а теперь все возьмите и положите такой - красный кружок. Света! Какой кружок ты положила?»

Тема: «Мебель для матрешек»

Задачи: научить детей строить мебель. Научить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали. Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки, складывать детали на подносы.

Материал: на общих подносах лежат кубики синего цвета. кирпичики красного цвета, матрешки.

 Занятие 7

Целесообразно провести это занятие за сдвинутыми столам.  Воспитатель предлагает построить для матрешек стол и стулья:

Лучше не давать образца, а предложить малышам подумать, JI каких деталей построить сначала свод, помочь советом, вопросом, поощрить ребенка, если он построит свой стол по-другому, не как все (например, все поставят кубик, а на него положат кирпичик, и кто-то вспомнит, как строить журнальный стол который строили в играх, поставив один кирпичик на узкую длинную грань, а на него положить другой). Затем предложить построить стулья. После чего дети обыгрывают постройки. В конце занятия воспитатель оценивает работу детей.

 

Занятие 8

Можно научить малышей строить две кроватки. Одну узкую (из одной лежащей пластины и двух приставленных к ней с двух сторон вертикально стоящих кирпичиков, другую широкую, двух пластин и четырех кирпичиков). Перед занятием можно рассмотреть кукольную кроватку, вспомнить название ее чаете; Обратить внимание на образец, проанализировать его. «Из каких деталей построена кроватка?» «Какого цвета?» «Где у кровати спинки?» В конце занятия проводят анализ с целью  закрепить у детей понятие «узкий - широкий». «У Вовы в широкой кровати спит мишка, а на узкой маленький зайчишка». Игрушки целесообразно предложить малышам в конце занятия. Нужно подобрать их по размеру. В процессе игры воспитатель побуждает детей произносить: «Спи, мой зайчик, баю-бай

 Занятие 9

Занятие можно провести в форме игры «Построй такой же»  Дети сидят за сдвинутыми столами вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком набор строительных деталей. «Угадайте, что я сейчас построю?» Воспитатель строит кресло; спрашивает детей, из каких деталей, и предлагает построить такое же. При этом старается строить из других деталей не знакомым малышам способом, таким образом, упражняет в этом детей. Затем строит диванчик, кроватку. Матрешек для обыгрывания построек предлагает сразу вместе со строительным материалом. В конце занятия дети играют с мебелью, используя тряпочки, кукольную посуду, игрушки.

Тема: «Автобус и грузовик»

Задачи: поупражнять детей в элементарных способах конструирования: приставлять детали и накладывать их друг на друга. Научить различать детали, называть их. Развить желание детей конструировать, способствовать речевой активности. Научить разбирать постройки, складывать детали на середине стола.

Материал: набор кубиков, кирпичиков и пластин на каждого ребенка. Крупные игрушки: автобус и машина. Мелкие игрушки: машинки, зверюшки, матрешки и др.

 Занятие 10

Перед занятием воспитатель строит образцы построек. На пластину кладет кубик и приставляет к нему на узкую, короткую грань-кирпичик - грузовик; накладывает на пластину несколько кубиков вплотную - автобус. Хорошо подобрать в качестве образца игрушки, изображающие эти предметы. Способов конструирования можно не показывать, но образцы проанализировать нужно. (При анализе воспитатель учит выделять детали.) После занятия дети обыгрывают свои постройки, катают матрешек. Поощряется, если в игре малыши пытаются придать поделкам движение. Воспитатель побуждает детей к речевому общению.

 Занятие 11

Можно предложить малышам построить по образцам, данным воспитателем, разные машинки. Для этого воспитатель строит на своем столе несколько образцов (автобус, грузовик, легковой автомобиль). Способов конструирования можно не давать, а проанализировать нужно, чтобы закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, о способах конструирования, научить детей сравнивать постройки, замечать их различие.

 

Занятие 12

Заключительное занятие по этой теме можно построить в форме игры-повторения, когда воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта. В конце занятия дети играют со своими машинками, а воспитатель помогает развивать сюжеты, играя вместе с ними. «Едет мой зайчик на грузовике, а ему навстречу идет уточка: "Покатай меня, заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста!" "Ну, садись, только крепче держись!"» и т.д.

 

Тема:  «Заборчик»

Задачи: научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и чередуя по цвет:

Научить играть с постройками, проявляя желание конструировать друг с другом. Активизировать словарь: «один», «много «забор», «петух», «курица», «собака», «кошка», «корова». Научить произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко «ав-ав», «му-му». Научить убирать детали в коробки, раскладывая их по цвету.

Материал: у каждого ребенка кирпичики двух цветов, игрушки.

 

Занятие 13

у воспитателя заранее построен заборчик. После его рассматpивaния детям предлагается его воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть. Проводится игра. Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает: «Где же собачка? Ребенок показывает игрушки и произносит звукоподражание «Ав-ав» и т.Д. После игры воспитатель обращается к детям индивидуально: «Котик, покажи один кубик!» «Петушок, сколы: здесь стоит кубиков» (много). Побуждает детей отвечать от лица игрушек. Спрашивает: «Кто спрятался за этим забором?» В конце занятия оценивает детские постройки: «Курочке нравится Олин заборчик Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?»

 

Занятие 14

Дети могут строить заборчики по предложению воспитателя: «Постройте заборчик из красных кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кирпичик, возле него желтый, теперь опять поставьте красный кубик, теперь желтый кирпичик так поставьте все кубики и кирпичики, которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики положите аккуратно кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия. Теперь постройте другой заборчик, сначала поставь желтый кирпичик, теперь красный кубик рядом с ним» И т.д.

В конце занятия нужно предложить детям игрушки для игры. Например, каждый играет с петушком. Воспитатель предлагает посадить петушка на каждый красный кубик по очереди и прокричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Тема: «Узко и широко»

Задачи: научить детей делать перекрытия. Активизация словаря: «узкая», «широкая», «скамейка», «белый». Научить детей играть с постройками. Развить речевую активность. Научить разбирать постройки, складывать детали на середину.

Материал: кирпичики двух цветов, белые зайчики.

 

Занятие 15

Перед занятием воспитатель строит скамеечки: узкую - из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина, и широкую - из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин. Следует рассмотреть их, привлечь малышей к их анализу. «Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны столбики скамеечки? Какого цвета сиденье? Посади много зайчиков на широкую скамеечку». Можно показать и способы конструирования. Воспитатель учит обыгрывать постройки: «Заиньки белые, заиньки смелые по лужайке скачут, травку едят, устали, на скамеечку сели» и т.д. Желательно, чтобы зайчики были чисто белого цвета.

 

Занятие 16

Можно предложить малышам построить узкие и широкие воротца по образцу, данному воспитателем. Нужно подробно' проанализировать образцы, показать, как в ворота проезжают машинки. Приемов конструирования можно не показывать. Узкие воротца строятся из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которых лежит кирпичик, а широкие - на четырех вертикально стоящих кирпичиках, на которых лежат две пластины. Ворота могут быть украшены призмами, флажками. В конце занятия малышам предлагаются узкие и широкие машинки. Воспитатель каждую рассматривает с детьми, затем предлагает поиграть с ними.

 

Занятие 17

Целесообразно провести конструирование по образцу, данному воспитателем. Празднично украшенные ворота с заборчиком (из десяти различных форм синего и желтого цвета), на двух вертикально стоящих кирпичиках лежит пластина, на ней призма, с одной стороны ворот приставляется лежащий на узкой длинной грани кирпичик, рядом с ним ставится кирпичик в вертикальном положении, затем приставляется кубик, на котором устанавливается флажок, то же самое и с другой стороны.

На этом занятии есть возможность создать конструкцию из всех знакомых детям геометрических форм и уточнить разные варианты расположения их на плоскости. Это занятие требует от воспитателя большой индивидуальной работы с детьми: каждому помочь, посоветовать, подбодрить. Лучше не давать детям игрушек на этом занятии, а предложить украсить постройку флажками по-другому. Пусть лучше малыши сосредоточатся на постройке, столкнутся с ритмом, гармонией, симметричностью расположения форм и сочетанием цветов. Анализ детских работ воспитатель может провести в игровой форме. «Поехала машинка к Олиным воротцам. Какие красивые у нее ворота. Как ровно стоят кирпичики!»

Тема: «Домик»

Задачи: научить детей строить перекрытия, различать красный цвет и называть «красный кирпичик», различать желты]. цвет. Научить произносить «здравствуй, до свидания». Развить: детей стремление к игровому и речевому общению. Научить разбирать постройки и складывать детали в стопочки или в определенное место, убирать игрушки.

Материал: кирпичики красного и желтого цвета, маленькие" красные призмы, игрушки.

Занятие 18

Воспитатель до занятия строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с лево и правой стороны (соединенных узкими длинными гранями Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмам; красного цвета.

Воспитатель проводит его анализ, показывает приемы конструирования. «С чего нужно начать строить дом? Иди, Свете построй. Что теперь надо построить? Иди, покажи как? Что осталось построить?» и т.Д. Игрушки предлагают сразу со строительным материалом, поэтому как только малыши заканчивают постройку, они начинают ее обыгрывать. Чтобы способствовать: развитию элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам дополнительно деревья, машинки, мелкие игрушки и воспитателю поиграть вместе с ним; «Матрешка И котик приехали в гости к Сашиной матрешке рассматривают его дом». Воспитатель «обращает внимание» матрешек на то, что стены у Сашиного домика желтые, прочны: ровные. «Хорошо в нем живется матрешечке» и т.Д.

 

Занятие 19

Можно научить малышей строить такой же домик, но с окошечком, образованном при помощи кирпичика, лежащего на узкой, длинной грани, приставленной к задней стенке домика (сочетание цветов может быть другим). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей о том, такой  ли дом строили они на прошлом занятии. «Чем этот отличается:

Можно вызвать двух детей и предложить им показать, какой домик они строили раньше (если малыши затрудняются, предложить убрать деталь). Спросить, как называется эта деталь, какого цвета и попросить установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают построить свои домики, украсить их деревьями, цветочками.

 

Занятие 20

Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком.

Малыши просят самостоятельно построить такие домики, как они строили на прошлом занятии. Когда домики будут готовы, воспитатель предлагает детям подумать и догадаться, как можно построить у домика дверь. Некоторые дети построят ее по аналогии с окошком из кирпичика, некоторые сделают двустворчатые. Разные варианты поощряются. После чего воспитатель просит малышей пристроить к домику заборчики, какие они хотят, украсить постройки и поиграть с ними.

Тема: «Лестницы»

Задачи: научить приему накладывания однородных деталей друг на друга. Научить различать цвета и называть красные кубики, синие кубики. Научить понимать слова и выражения, побуждать произносить: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «кукла идет», «прыгает». Научить убирать детали после занятия в коробки, убирать игрушки.

Материал: у каждого ребенка кубики определенного цвета (красные или синие), игрушки.

 

Занятие 21

Воспитатель вспоминает с детьми, по каким лестницам они ходили, обращает внимание на то, что лестница состоит из ступенек, что лестницы бывают разные. Например, при входе в детский сад лестница широкая, на ней мало ступенек, внутри детского сада на второй этаж ведет узкая лестница, у которой много ступеней.

Воспитатель учит малышей строить лесенку из шести кубиков. Сначала рассматривает с детьми образец, выделяет детали, обращает внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить лестницу, у которой много ступенек. «Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком, потом еще один и поставить на этот кубик. Вот получились две ступеньки. Чтобы еще одну ступеньку построить, нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у лестницы». После того как дети построят лесенки, воспитатель предлагает им куколок, и малыши водят их по ступенькам вверх и вниз. Воспитатель сначала побуждает малышей к игре «Пошли куколки вверх, теперь вниз» произносит протяжно слова «вверх, вниз». Потом малыши сам играют и произносят слова в соответствии с движением игрушек. После игр проводится анализ детских построек, который: как обычно проходит в игровой форме.

 Занятие 22

Можно научить малышей строить широкую лесенку из шести кирпичиков зеленого цвета, пользуясь теми же методами: приемами. При этом к показу приемов приобщить робких детей. «Сегодня мне будут помогать Оля, Света и Вова». Игрушки  для обыгрывания построек предложить другие. «По ступенькам прыгают белые зайчики, черные котики. Возле лесенки стоят елочки».

 Занятие 23

Целесообразно научить малышей строить. Хорошо при возможности рассмотреть игровую горку на детской площадке. Воспитатель заранее строит на своем столе образец. К лесенке шести кубиков приставляет большую призму, причем не анализирует и не показывает приемов конструирования, а предлагает детям построить такую же горку. Можно спросить нескольких ребят, как они будут строить, какие детали и какого цвета использовать. (Наблюдение показывает, что дети очень любят играть  с горками, так как здесь ребенку предоставлена большая возможность активно действовать с постройкой  и игрушкой

«Куколки поднимаются по ступенькам, а потом съезжают с горки.

 Воспитатель поддерживает игру малышей: «Куколка покатилась с горки вниз».

 Занятие 24

Можно предложить малышам построить горку с лесенкой. длинным скатом. Воспитатель говорит детям, что к ним в гост пришли зайчики, которые узнали, что дети научились строить горки, и очень хотят на них покататься. Воспитатель предлагает детям построить горки для зайчиков (по памяти).

Перед детьми лежат длинные пластины, на которые воспитатель до этого момента не обращает внимания. Наблюдая за деятельностью детей, поощряя их, подбадривая, он подводит малышей к мысли, что зайчикам хочется долго катиться с горки, чтобы горки были длинные, и просит детей подумать, как же сделать горки длинными, и обращает внимание на пластины (в случае, если малыши сами не догадываются).

Список использованных источников:

1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом.

 В книге: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада.

Л.Н. Павлова. – М., Просвещение, 1986г. – Стр.147-152

2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002.

 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы  Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Методический семинар на тему:«Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»...

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".

quot; Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития"....