ХАРАКТЕР РЕБЁНКА ЗАВИСИТ ОТ ВАС
консультация

Винидиктова Наталья Викторовна

Очень важный и интересный вопрос о роли наследственности и воспитания в формировании характера человека. Это действительно сложная и неоднозначная тема.

Есть определенная доля правды в том, что характер в значительной степени предопределен генетически. Исследования показывают, что некоторые базовые черты личности, темперамент, предрасположенности закладываются еще на генетическом уровне. И действительно, даже при одинаковом воспитании, близнецы могут расти с заметными различиями в характере.

Однако это не означает, что характер полностью предопределен. Огромную роль играет воспитание, социальная среда, жизненный опыт человека. Характер формируется и развивается на протяжении всей жизни под влиянием множества факторов.

Более того, даже если у детей есть некоторые врожденные различия в темпераменте или предрасположенностях, грамотное воспитание может помочь скорректировать, смягчить, развить те или иные черты характера.

Поэтому утверждение, что "не все можно воспитать, характер передается по наследству" - это преувеличение. Воспитание играет ключевую роль, и родители могут и должны целенаправленно влиять на формирование характера ребенка.

Конечно, это требует гибкости, чуткости, глубокого понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но при правильном подходе, родители могут помочь ребенку развить сильные стороны характера и скорректировать слабые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakter_rebyonka_zavisit_ot_vas.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕР РЕБЁНКА ЗАВИСИТ ОТ ВАС

(Консультация для родителей)

  

Характер человека - это сложное, многогранное понятие, которое можно оценивать с разных сторон.

С одной стороны, наличие характера, твердости, принципиальности - это положительное качество. Оно говорит о том, что человек знает, чего хочет, умеет отстаивать свою позицию, не поддается внешнему давлению.

Но с другой стороны, чрезмерная жесткость характера, неспособность идти на компромиссы, упрямство могут быть и негативными чертами. Такой человек может быть трудным в общении, конфликтным, не способным к сотрудничеству.

Поэтому важно, чтобы характер был гибким, а не ригидным. Человек должен уметь находить баланс между твердостью своих убеждений и умением слышать других, принимать разные точки зрения. Характер должен быть устойчивым, но не догматичным.

В идеале характер человека должен сочетать в себе уверенность, принципиальность с умением адаптироваться, идти на компромиссы, когда это необходимо. Тогда характер будет действительно сильным и зрелым.

Так что наличие характера - это хорошо, но важно, чтобы он был гармоничным, не доходящим до крайностей. Это непростая задача в воспитании и самосовершенствовании.

Характер человека включает в себя несколько ключевых аспектов:
1. Отношение к деятельности и поручениям:
   - Трудолюбие
   - Добросовестность
   - Настойчивость
   - Усидчивость
   - Самостоятельность

2. Отношение к самому себе:
   - Гордость
   - Чувство собственного достоинства

3. Отношение к окружающим:
   - Заботливость
   - Отзывчивость
   - Доброта
   - Чуткость

Эти качества и особенности личности в совокупности и формируют характер человека - его индивидуальные черты, которые проявляются в поведении, мышлении и взаимодействии с окружающими людьми. Характер складывается на основе врожденных задатков, но в большей степени формируется под влиянием воспитания, социального окружения и жизненного опыта. Понимание этих аспектов характера важно для его всестороннего изучения и оценки.

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

 

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

 

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Есть четыре основные врожденные свойства нервной системы ребенка, которые формируют его характер:

1. Сила нервной системы или работоспособность:
   - Одни дети выносливы и способны к длительному напряжению
   - Другие быстро утомляются

2. Равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения:
   - У одних детей преобладает возбуждение (шумные, непоседливые)
   - У других - торможение (спокойные, сложно вывести из себя)

3. Подвижность, переключаемость нервных процессов:
   - Одни легко и быстро переходят от одного вида активности к другому
   - Другие "застревают" на чем-то, медленно включаются в новое состояние

4. Динамичность нервных процессов, способность к изменению привычек:
   - Одни легко привыкают к новым требованиям и с охотой им подчиняются
   - Другие долго и с трудом привыкают к изменениям.

Эти врожденные особенности нервной системы во многом определяют темперамент и формируют основу характера ребенка. Важно учитывать их при воспитании и обучении для наиболее эффективного развития личности.

  

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

 

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

 

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

 

Несмотря на индивидуальные особенности развития, все дети нуждаются в целенаправленном воспитательном воздействии взрослых.

Ключевые моменты:

1. Воспитание у всех детей:
   - Устойчивых нравственных чувств
   - Нравственных мотивов поведения
   - Послушания и любознательности
   - Активности

2. При воспитании детей с разными особенностями:
   - Важно опираться на положительные стороны их высшей нервной деятельности.
   - Изменять и корректировать нежелательные проявления.

Таким образом, подход должен быть комплексным - с одной стороны, формировать базовые нравственные качества у всех детей, а с другой - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, опираясь на его сильные стороны и корректируя слабые.

Только при таком индивидуальном подходе, сочетающем общее и частное, можно эффективно развивать характер и личность ребенка.

 

При воспитании детей с разными типами нервной системы необходимо использовать дифференцированный подход:

1. Для подвижных, уравновешенных детей:
   - Особое внимание на воспитание устойчивых интересов и нравственных мотивов.
   - Это поможет развить терпеливость, упорство, умение доводить дела до конца.
   - Воспитание нравственных чувств предупредит развитие легкомыслия и самоуверенности.

2. Для возбудимых, неуравновешенных детей:
   - Предупреждение вспыльчивости, воспитание самообладания.
   - Развитие настойчивости, умения правильно оценивать свои силы и обдумывать решения.

Таким образом, для каждого типа необходимо акцентировать внимание на тех качествах, которые помогут компенсировать врожденные особенности нервной системы и сформировать гармоничный характер.

Только дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности, позволит эффективно воспитывать детей с разными типами темперамента.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

 

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

 

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

 

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

 

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

 

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

 

Отметим ключевые моменты:

1. Воспитывать у ранимых детей:
   - Веру в свои силы.
   - Инициативность.
   - Самостоятельность.
   - Общительность.

2. Важно:
   - Не обращать внимание на проявления застенчивости при посторонних.
   - Не применять строгие наказания или угрозы за неуверенность, ошибки.
   - Не запугивать, учить преодолевать страхи постепенно, в игровой форме.
   - Одобрять проявления смелости, поддерживать ребенка.

3. Результат:
   - Со временем, благодаря терпению и доброжелательности взрослого ребенок приобретает уверенность в себе, становится общительным и доверчивым.

Действительно, очень важен деликатный, поддерживающий подход к воспитанию ранимых, застенчивых детей. Только так можно помочь им преодолеть внутренние барьеры и раскрыть свой потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характер ребёнка зависит от вас

Характер ребёнка зависит от Вас Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хо...

Характер ребёнка зависит от Вас.

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?...

Консультация для родителей "Характер ребёнка зависит от Вас"

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для фор...

консультация для родителей "Характер ребёнка зависит от вас"

Консультация для родителей "Характер ребёнка зависит от вас"...

Характер ребёнка зависит от Вас

Характер ребёнка зависит от Вас (Консультация для родителей)      Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищени...

Характер ребёнка зависит от вас

Собранный материал можно использовать в качестве консультации, папок-передвижек, для сообщений на родительских собраниях. В нём изложена информация об основных группах качеств характера, особенностях ...

Характер ребёнка зависит от Вас.

Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы  могут на это повли...