Консультация для родителей «Компьютер и развитие связной речи».
консультация

Задкова Ирина Павловна

Пояснительная записка

Для многих детей дошкольного и младшего школьного возраста актуальна проблема недостаточной мотивации к исправлению нарушений речи. И помочь в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, так как компьютер для ребёнка – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пояснительная записка

Для многих детей дошкольного и младшего школьного возраста актуальна проблема недостаточной мотивации к исправлению нарушений речи. И помочь в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, так как компьютер для ребёнка – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.

Цель: 

  • Создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

Задачи. 

  • Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
  • Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  • Активизация словаря.
  • Закрепление знаний цветов спектра.
  • Закрепление знания букв, цифр.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед, воспитатели, администрация.

Направленность развития деятельности: познавательно-речевая.

Тип проекта: исследовательско-творческий, подгрупповой.

Продолжительность:  учебный год 2014-2015.

Результат: презентация проекта в форме занятия.

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  5. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

  • Пополнение развивающими играми на СD носителях;
  • Самообразование по данной теме;
  • Наработка практического материала сбор информации, фотографий, наглядного материала;
  • Обобщение опыта работы на уровне ДОУ, района.

План работы с детьми.

  • Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализации учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
  • Работа с компьютерными играми происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.
  • Принимают участие дети-логопаты (10-12 человек)
  • Занятия проводятся в индивидуальном порядке 1 раз в неделю.
  • Длительность занятий от 10 до 15 минут.

План работы с родителями.

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Домашние задания для родителей и детей.
  • Консультация и беседы.

Реализация проекта началась с программы «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко). В ней предусмотрены 2 режима работы – изучение и выполнение заданий, возможность отключения голоса диктора, а также неоднократное повторение заданий с изменением уровня сложности. Стоит отметить серию компьютерных игр «Баба-Яга» - учится читать, в плену врага и т.д. Это серия объединена сказочным сюжетом заданий, каждое из которых можно использовать автономно. Играя, ребенок учится составлять слова из букв и слогов, преобразовывать слова, составлять предложения и т.п. Развивает речь, внимание, память и логику.

Эти игры и программы могут пригодится и родителям. Им стоит заглянуть также на сайтlogoped 1965.narod.ru «Логопедические игры online». Можно совмещать простые игры и компьютер например такие как (приложение 1).

Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Используемая литература. 

  • Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
  • Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
  • Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
  • Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  • Журнал «Дошкольная Уфа» октябрь 2010 год.
  • Журнал «Логопед». 2010 год.

Интернет ресурсы
http://bukvar.edu.ru/default.asp

http://dob.1september.ru/

http://festival.1september.ru/

Приложение:

  1. Консультация для родителей.
  2. Конспекты занятий.
  3. Фотографии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Консультация для родителей

«Компьютер и развитие связной речи».

Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:

  • теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
  • каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
  • большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
  • проблемным является рассказывание и свободное говорение,
  • около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
  • отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.

Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:

  1. Кто «общается» с компьютером в вашей семье?
  2. С какой целью используется компьютер?
  3. Сколько времени ребёнок проводит за компьютером?
  4. Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера?
  5. Подключён ли ваш компьютер к Интернету?
  6. Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?
  7. Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх?
  8. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?

Памятка для родителей

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.
  9. Можно совмещать простые игры и компьютер например такие как:

«Глухой телефон» При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.

«Города» Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры - «Звери», «Растения»…Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.

Загадки, Ребусы. Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.

Чтение сказок
Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.

«Мультфильм»
иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком – получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.

«Театр»
Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов – перчаточные куклы.
Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального сопровождения, единством действий и вовлечённостью в игру.

Рассказы в картинках
Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии. Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребёнка, формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание… Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.

Старайтесь использовать компьютер с пользой для ребенка, так как большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Индивидуальное занятие

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и фразах со стечением согласных.

Цель: Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и фразах со стечением согласных. Продолжать закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Добиваться четкого и правильного произнесения звука «Р». Учить образовывать родственные слова. Развивать внимание и память.

Оборудование: картинки, компьютер, зеркало.

Ход занятия

  1. Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка».
  2. Пальчиковая разминка.
  3. Какой звук мы с тобой учимся правильно произносить? (ребенок: звук «Р».)
  4. Произнеси звук «Р» длительно на одном выдохе громко, тихо.
  5. Произнеси слоги и слова:

Бра – бра – бра – брат бро – бро – бро – брови

Бра – бра – бра – брать бро – бро – бро – брось

Бра – бра – бра – браво бро – бро – бро – брод

Бра – бра – бра – брак бро – бро – бро – бронза

Бры – бры – бры – брызги бру – бру – бру – брусника

Бры – бры – бры – брынза бру – бру – бру – брусок

  1. Запомни, повтори

а) слоги

Бра – бро – бру – бры абр – обр – убр - ыбр

Бро – бру – бры – бра обр – убр – ыбр - абр

Бру – бры – бра – бро убр – ыбр – абр - обр

Бры – бра – бро - бру ыбр – абр – обр – убр

б) слова

Выдра – зебра – кобра – швабра

Бобры – добры – зебры – кобры

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно –

Зебра, бобр.

  1. Спряжение в настоящем времени

Бросать брусок в пруд

(я…, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…).

  1. Образуй родственные слова

Бобр (бобер) –

  1. Компьютерная игра «Баба – Яга – школа на курьих ножках».

Задание на развитие внимания и памяти. Помоги бобренку принести нужные вещи.

  1. Заучить скороговорку

Все бобры добры для своих бобрят.

  1. Итог.

Фронтальное занятие на тему

«Автоматизация звука «З» в слогах, словах, и фразах».

Цель: Закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука «З» в словах, слогах и фразах. Упражнять детей в звуковом анализе слов. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие. Закреплять умение детей употреблять слова в единственном и множественном лице. Развивать внимание и память.

Оборудование: картинки, зеленые, синие и красные квадраты; звуковые домики; компьютер (ноутбук).

Ход занятия

  1. О.М. На столе лежат картинки. Дети выбирают только те картинки, которые назовет логопед (змея, зайка, звезда, зонт). Какой звук часто повторяется в этих словах? Звук (З).
  2. Дети закрывают глаза и слышат звук з – з – з – з . Это к нам прилетел комарик.
  3. Повтори за мной.

За – зо – зу – зы зу – зо – за – зы

Зо – зу – зы – за зы – за – зо - зу

  1. Игра «Будь внимательным». Хлопните в ладоши когда услышите слова со звуком «З»: глаза, сом, зонт, жук, зайка, коса, бусы, азбука.
  2. Игра «Где живет звук?» Дети раскладывают картинки по домикам. В первый домик если зук слышится в начале слова, во второй если в середине.

Замок, зайка, ваза, коза, зонт, звонок, гнездо, завод, загадка, мозайка, казак, мимоза и т.п.

Физминутка. «Зайчик» стр. 37.

  1. Игра «Один – много». На столе у логопеда лежат картинки дети выбирают только со звуком «З», а затем становятся парами так, чтобы на их картинках были один или несколько предметов. При этом они говорят:

У меня зонт – а у тебя? – У меня - зонты; У меня зайка – а у тебя? – У меня – зайки. И т.п.

  1. Звуковой анализ слова - ЗАЛ. Какой первый, второй, третий звук.
  2. Пересказ фрагмента мультфильма «Так сойдет про зайца - мастера на все руки».
  3. Итог.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".

Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию связной речи"

Это очередная консультация из цикла "Логопедическая игротека. Речевые игры"...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие связной речи, как основы культуры общения».

Язык народа – лучший, никогдаНеувядающий и вечно вновьРаспускающийся цвет всей егодуховной жизни.К. Д. Ушинский.Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речи. З...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Консультация для родителей. Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...

Консультация для родителей «Игры для развития связной речи детей 5–6 лет с родителями»

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...