Методическая разработка по взаимод с с емьёй реб с ОВЗ в рамках функционирования "Университета для родителей" ДОО
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

«Самая сложная работа с детьми – это работа с их родителями»

Поэтому, нельзя переоценить работу педагогов дошкольных организаций с семьями воспитанников с особыми потребностями.

Цель: «Университета для родителей» - повышение компетенций родителей в воспитании и образовании  детей с особыми образовательными потребностями, их абилитации/реабилитации, для формирования полноценной личности, успешной социализации и готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_vzaimod_s_s_emyoy_reb_s_ovz.docx104.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

Методическая разработка по взаимодействию с семьёй ребёнка с ОВЗ

«Университет для родителей»

«Самая сложная работа с детьми – это работа с их родителями»

педагогический опыт представила:

учитель-логопед О.Н. Шитик

Актуальность:

Часто мы говорим родителям – не воспитывайте детей, они всё равно станут похожими на вас – воспитывайте себя. И для этого мы, педагоги, обязаны помогать родителям понять и принять своих детей, выстроить отношения таким образом, чтобы, прежде всего, не навредить их тонкой душе. Дети с ОВЗ – особая категория, которая требует гораздо больше любви и понимания от родителей, гораздо больше профессионализма, терпения, заботы от педагогов.  Мы часто слышим слова – «дети с особыми образовательными потребностями». И по этому вопросу можно получить много информации и вести образовательный процесс правильно, с учётом всех потребностей детей с разной нозологией. Но мы не слышим слов «дети с особыми потребностями семейного воспитания». Согласно закону об образовании, родители - это первые педагоги (ст.18.п.1), именно они дают основу интеллектуального, физического и нравственного развития личности ребёнка. А вот как дать эту «основу» развития личности ребенка не способного освоить «науку жизни» традиционным, привычным способом -  родители могут получить  только от заботливых и небезразличных педагогов образовательных организаций, какие посещают их дети.

Поэтому, нельзя переоценить работу педагогов дошкольных организаций с семьями воспитанников с особыми потребностями.

Слово «университет» подобрано не просто – в него вложен смысл научных знаний об особенностях нозологии ребёнка с ОВЗ. Родители получают исчерпывающую информацию о диагнозах, о медицинских заключениях, смысле выполнения медицинских рекомендаций. В «университете» родитель получает информацию и помощь не только в построении детско - родительских отношений, особому подходу в воспитании и образовании, но в его сознание, порой вкладывается понимание того, как и почему его ребёнок нуждается в особом подходе. «Университет для родителей» призван помочь родителям принять своего ребёнка таким, какой он есть, легче и быстрее пройти стадию «принятия» и перейти к активной деятельности коррекции и компенсации имеющихся недостатков в развитии ребёнка. Абилитация и реабилитация таких детей проходит значительно быстрее и менее болезненно для обоих участников: родителя и ребёнка. Согласно научному направлению – нейрофизиологии развития ребёнка – мозг растёт и формируется до 7 лет у девочек и до 8 лет у мальчиков.  При таком подходе и активном взаимодействии педагогов, медицинских работников и родителей,  коррекция имеющихся проблем в здоровье и развитии ребёнка проходит гораздо быстрее и эффективнее.  К наступлению возраста школьного обучения – ребёнок  достигает уровня нормировано развивающихся сверстников.

   Цель: «Университета для родителей» - повышение компетенций родителей в воспитании и образовании  детей с особыми образовательными потребностями, их абилитации/реабилитации, для формирования полноценной личности, успешной социализации и готовности к школьному обучению.

Для реализации цели наша организация ставит перед собой задачи:

  1. Создать условия для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества на основе взаимодоверия, ваимопонимания, общности интересов.
  2. Расширить сферы участия родителей в жизни детей в ДОО. Поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  3. Обеспечить высокое качество образования /реабилитации каждого воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей на основе создания единого образовательно-реабилитационного пространства ДОО-СЕМЬЯ – Медицинские организации.

Для решения задач необходимо создать положительную мотивацию и позитивный эмоциональный настрой на сотрудничество.

      Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики позитивных детско - родительских отношений:

 - удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности;

-достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально -психологической природы;

-сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

       Задачи воспитания родителями своих детей заключается в:

- уважении уникальности, индивидуальности с самого раннего возраста;

- понимании детей, проникновении в их образ мышления, в умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

- выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

- в нахождении приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

           Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт. Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах  детско- родительских отношений.

Э.Асадов « Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца… А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце…

«Дети нас не слышат – дети на нас смотрят» - давайте будем для них лучшим примером того, что они смогут увидеть в своей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественное творчество» с учётом ФГТ»

С введением ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного образования существенно изменились подходы к организации деятельности воспитателя и детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции «Финансы в нашей жизни» Номинация: «Методическая разработка»

Обучение детей финансовой грамотности - это новое направление в дошкольном воспитании. Наши дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5 – 7 лет дети имеют карманные деньги. Но ...

Методическая разработка «Новогоднее угощение для Снежика и его друзей» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь (2009 г.) и содержит цикл совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по эксперим

Методическая разработка «Новогоднее угощение для Снежика и его друзей» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь (2009 г.) и содержит цикл совместной образов...