Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

консультация для родителей

«Воспитание дошкольников на основе                                                             традиций русского народа»

по программе «В горнице моей»

для дошкольников средней группы

подготовили:                                                                                                           воспитатель                                                                                                                  Сергеева Ольга Николаевна                                                                                музыкальный руководитель                                                                                         Миссюра Наталья Анатольевна

г. Бердск, 2024г

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, они могут искренне сочувствовать и сопереживать.

Воспитание младших дошкольников на основе традиций русского народа средствами народной культуры, на сегодняшний день, является очень актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Так писал русский философ И. Ильин.

Основной целью в работе по воспитанию младших дошкольников на основе традиций русского народа происходит на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа, которой можно добиться через решение следующих задач:

- знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Но необходимо чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа;

- использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

- знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками. В которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Обратите внимание, что эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. И возможно оно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому очень важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, как то по новому. Многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. Бездуховность - свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а следовательно и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительная для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине...Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В.Сухомлинский  

Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

Знакомство с народными промыслами: матрешки – настоящей русской красавицы. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами; дымковская игрушка, хохлома, гжель, платки павловского посада восхищают русскими мастерами.                Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов я использую  фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий я пользуюсь методическими приемами, связанные с поиском игровых персонажей. Обычно я использую игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают народные  праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же, кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести, формировать доброе отношение к близким. Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание дошкольников в русле воспитания на основе традиций русского народа является залогом будущего возрождения наших прежних традиций и устоев, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся моя работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение традиций русского народа. 

Наша задача, как педагогов, вложить в ребенка все самое лучшее, что мы имеем сами и даже не имеем. Тогда можно будет сказать, что мы сделали все что смогли. Конечно, это не возможно без помощи семьи, поэтому необходимо найти тесный контакт со всеми участниками процесса.    Положительные результаты совместной работы позволят нам сохранить мир детства, помогут прожить детские годы в радости и полноте устремлений, приобщить к истокам русской народной культуры.

Литература:

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб. : Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2020.

     4. Т.А Бойчук. ,Т.Н. Полушина Ознакомление детейдошкольного возраста с русским народным творчеством. Спб:Детство-пресс, 2013.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...