Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Козак Ольга Анатольевна

Консультация для родителей

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

hello_html_53491633.jpg

Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества, являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейской мудрости. Загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Образность, красочность, эмоциональность загадок развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, готовят к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».

    Загадка используется как средство формирования разных сторон речи. С помощью загадок обогащается словарный запас детей,  так как  лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.

Загадки построены на повторах: повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем и их активному употреблению.

В загадках чётко прослеживается грамматика родного языка:  встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме, количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6, знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Частое их прослушивание помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. 

В загадках встречается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец при составлении описательных рассказов.

      Загадки способствуют развитию фонематического слуха, прави-

льного звукопроизношения, воспитанию чувства ритма.

    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно - логическую задачу. Отгадывая загадку, дети учатся рассуждать,  доказывать, развивается  способность к анализу, обобщению, формируется  умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, но все эти «умственные упражнения» дети воспринимают с радостью, своего рода  как развлечение и проверку на сообразительность. 

   Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.).

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака).

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака).

Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загад

ки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Я сегодня утром рано умывался из-под …(крана).

    Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете.

Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой,

спит в избушке снеговой. (Медведь)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы.

СБОРНИКИ ЗАГАДОК ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ НА ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСАХ, КОТОРЫЕ ДАНЫ НИЖЕ:

C:\Users\Владелец\Desktop\ЗАГАДКИ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация знакомит воспитателей с влиянием загадок на речь детей, также знакомит с методикой обучения составлению загадок....

Консультация для воспитателей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи...

Консультация для родителей : «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

данная консультация поможет родителям выяснить, как загадка влияет на формирование разных сторон речи дошкольника....