Консультация для родителей «Занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье».
консультация

Назарова Карина Вячеславовна

Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_narushennym_sluhom_v_seme.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье».

Воспитание и обучение ребенка с нарушенным слухом происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок), игр, свободной деятельности.

Обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

Занятия с ребенком должны быть направлены на:

• ознакомление с окружающим миром (усвоение значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимание фраз с этими словами);

• развитие зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений);

• развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитие воображения;

• формирование элементарных математических представлений;

• развитие игровой деятельности ребенка (формирование сюжетно-ролевой игры);

• развитие изобразительной деятельности дошкольников (обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию).

Слабослышащего ребенка необходимо как можно раньше научить читать. Но прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребенка к этому виду деятельности.

При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами.

Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам.

Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем он сам.

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание взрослым коротких историй сказок. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания у старших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумывание продолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй и сказок.

Занятия с глухим ребенком в семье

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», – думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, так как прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. Если слышащие родители сами занимаются и общаются с глухим ребенком правильно и активно, то результаты будут отличными. Особенно, если это делается в содружестве с квалифицированным сурдопедагогом.

Родители должны понимать, что только слуховых аппаратов недостаточно для полноценного развития глухого ребенка. Слуховые аппараты не превращают глухого ребенка в нормально слышащего. Глухого ребенка надо знакомить с окружающим миром и со словами, обозначающими то или иное в окружающем мире, надо его учить слышать и говорить.

Задача родителей глухого ребенка – использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть на

лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Важно! Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей

направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком дома.

(использованы материалы из книги « Родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха: методические рекомендации / Т.А. Титеева. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2016 – 32 с. – (Методические рекомендации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие по развитию речи на тему "Домашние птицы" с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом

Конспект занятия с детьми 4-5 лет по развитию речи, имеющих нарушения слуха. Занятие с глухими детьми....

Познавательные опыты с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Конспект предназначен для дошкольников с нарушениями слуха...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на автобусе" с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Целью данного проекта является обогощение социального опыта детей с нарушениями слуха посредством игровой деятельности.Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребенка. Играя вместе дети нач...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

             Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...

Сценарий проведения выпускного с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Этот план проведения может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми с нарушением слуха....

Конспект игрового квеста с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Игровой квест «Новогодний сундучок»Цель: Развивать познавательные способности детей с нарушением слуха через побуждение к активной деятельности.Задачи:- закрепить умение различать и выража...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Проект «Мой любимый питомец»Разработала воспитатель ГБДОУ «Детский сад №465» Глухих С.Д.Тип проекта: информационно-творческийВид проекта: групповойДлительность проекта: краткос...