Семинар - практикум по теме "Игры с крупами, как средство сенсорного развития детей".
консультация (старшая группа)

Благова Оксана Алексеевна

Рекомендации практикума позволят каждой  маме, находясь на кухне спокойно заниматься приготовлением вкусного ужина, зная, что ее ребенок находитс рядом, развивая мелкую моторику, фантазию,воображение в игре с крупами и другими сыпучими продуктами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

для родителей

по теме:

«Игры с крупами, как средство сенсорного развития детей».

                                                    Воспитатель

логопедической группы:

Благова Оксана Алексеевна

                                                                                                 


Уважаемые родители, вы, наверно, уже знаете, что наша речь неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук. Ещё в 18 веке известный итальянский педагог-психолог Мария Монтессори ввела такое понятие, как «речь на кончиках пальцев». Можно дать ребенку в руки ножницы… Но все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны специально организованные занятия, на которые у современной женщины, зачастую просто нет времени. Нельзя дать ребёнку ножницы и оставить его без присмотра! Отсюда напрашивается вопрос: КАК БЫТЬ?

Куда направляется мама, примчавшаяся с работы домой?  …Да, именно на кухню, бегом кормить своих домочадцев. Сегодня я покажу вам некоторые приёмы развития мелкой моторики и речи, которые можно использовать на обычной домашней кухне.

Пусть у вашего ребёнка будет на кухне несколько своих коробочек, мисочек с различными сыпучими продуктами. Это могут быть горох, фасоль, макароны с крупными дырочками, различные крупы.  Для начала дайте ребёнку возможность «изучить» новые игрушки…(пододвиньте детям две коробочки  с крупами и одну пустую). Вы пока можете заняться своими делами, одним глазом поглядывая, что же делает ваш ребёнок. Можно ему дать ложку, уж тогда не будет сомнений, что все крупы будут тщательно перемешаны. В какой-то момент вы «неожиданно» поворачиваетесь к ребёнку и ахаете!!! Как же теперь варить кашу? Просите малыша помочь разобрать крупы…

                                    «Золушка»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу!

Фасоль с горохом различу.

Разобрали? Молодцы! А поиграть ещё хотите? Возьмите в руку одну горошинку…

Покатаю я в руках

бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Горошинку можно катать сначала между ладошками (как из пластилина шарик катаем), затем катать двумя пальчиками: большим и указательным. Это упражнение очень хорошо подготавливает руку к письму.

 

А теперь давайте выложим из горошка дорожку…

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Что бы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Во всех заданиях стихи можно (и нужно) произносить несколько раз, что бы ребёнок их запоминал и учился координировать свои движения руками со словами.

Следующее упражнение: насыпьте горстку гороха на стол…

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Можно работать всей ладошкой, можно каждым пальчиком отдельно.

А теперь подвиньте к себе листочки с изображением червячков и корабликов. Попробуйте выложить их из гороха, из фасоли…

Выложили?  Придумайте сами какую-нибудь картинку, дайте волю фантазии. Если ребёнок сам не справляется, нарисуйте для него на другой стороне листочка…

Вопрос для ребенка: Из чего легче выкладывать: из гороха или из фасоли, почему? А теперь придвиньте к себе тарелки с насыпанной крупой (манкой). Теперь мы превращаемся в художников.

На крупе рисую волка,

На крупе рисую ель.

До чего же стала колкой

Эта белая метель.

Все рисунки засыпает,

Снег бросает мне в лицо,

Заметает, заметает

И дорожку и крыльцо.

Пусть метель себе бушует.

Я пойду и отдохну.

Завтра снова нарисую

Волка, ёлку и сосну.

А теперь представим, что наша крупа – это песок. И продолжим урок рисования…

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

Дом, в котором

Мы живём.

Очень долго мы трудились,

Наши пальцы притомились,

Карандаш сейчас возьмём

И катать его начнём.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Продолжим играть пальчиками?

А теперь давайте поиграем со счётными палочками. С их помощь можно выложить целый мир… Я предлагаю вам картинки, а вы выбирайте: кто что будет выкладывать.

А пока дети выкладывают, я несколько слов скажу мамам. Не бойтесь, что дети что-то испортят, поломают, испачкают. Больше им доверяйте, больше разнообразных материалов предоставляйте для игр. Например:

  1. Сделайте бусы из МАКАРОН, а потом ещё и разукрасьте их гуашевыми красками. Восторгу детей не будет предела.
  2. Больше лепите. Причём, не просто дайте и забудьте, а посоветуйте… найдите в Интернете картинки – образцы. Можно из пластилина лепить буквы, цифры.  Это не сложно, т.к. приём лепки колбасок дети осваивают ещё в младшем дошкольном возрасте, и ваша задача – помочь собрать букву…

     Очень развивает руки приём размазывания пластилина по плоскости, так называемая пластилиновая живопись. Вы рисуете на картоне картинку (простую), а ребёнок её «закрашивает» пластилином.

  1. Если вдруг вы что - печёте, не упустите случая дать ребёнку в руки кусочек теста. Дело в том, что это совершенно другая пластическая масса, нежели пластилин. Пусть дети почувствуют эту разницу: тесто хуже держит форму, но с ним легче работать – оно мягче, можно использовать формочки. Можно доверить ребёнку сделать один пирожок с начинкой… а это довольно сложно.
  2. Активно используйте в играх с детьми пуговицы для                

выкладывания, как из круп;

для составления орнаментов (например: большая, маленькая, средняя; или по цвету…)

для игру «найди такую же»

дети постарше могут учиться их пришивать…

Игры с крупами

Игры с крупами могут проводится только под контролем взрослого!

 1. Игра «Дорожки».

  Возьмите яркий  поднос и тонким слоем равномерно рассыпьте по нему любую мелкую крупу: пшено, рис, гречку, манку.

  Предложите ребенку провести пальчиком по рассыпанной крупе так, чтобы осталась чистая дорожка. Такие дорожки можно использовать для игр с мелкими игрушками.

Описание: SDC12411

Фото. Дорожка.

 

Описание: SDC12447

Фото. Дорожка может быть и такой (чай листовой).

 

 2. Игра «Чтобы было чисто».

 Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.

 

Описание: http://forum.materinstvo.ru/uploads/journals/1288164986/j40022_1288335076.jpg

 

 3. Игра «Игрушки – погремушки».

  Вместе с ребенком изготовьте погремушки из любых пластмассовых емкостей, наполнив их  сыпучими веществами.

 

Описание: http://giznyata.ru/wp-content/uploads/2011/06/yay.jpg

 

4. Игра «Золушка».

 Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.

 

5. Игра Пересыпание».

Предложите ребенку рассыпать имеющуюся крупу в разные  емкости. А чем он будет  пользоваться при этом, пусть решит сам.

Описание: http://stranamasterov.ru/files/u15556/S1050808.JPG

 

6. Игра «Волшебное стеклышко».

Приготовьте разные сыпучие  продукты для рассматривания их под увеличительным стеклом. Обратите внимание ребенка на различную структуру и текстуру круп и сыпучих  продуктов (семян подсолнечника, чая, вермишели, зерен кофе).

 

7. Игра « Секрет».

Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней  несколько мелких предметов,  предложить ребенку отыскать их. В дальнейшем можно усложнить задание, введя ограничение поиска по времени: 10 сек или предложив искать и извлекать предметы при помощи палочек для еды.

Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://magazinkaleydoskop.ru/wp-content/uploads/2011/08/IMG_4318.jpg&sa=X&ei=ajzzT4joE8GP-wbZ_KTECQ&ved=0CAkQ8wc4EA&usg=AFQjCNEpGYuBem-A86j8p2ngorG6FJKrjg

 

8. Игра «Отпечаток».

Если намочить ладошку и положить ее на мелкую крупу, рассыпанную тонким слоем, то крупа прилипнет к ладошке, а на месте насыпанной крупы останется отпечаток. Сделайте вместе с ребенком отпечатки знакомых предметов: ножа, ложки, чашки, солонки. А затем предложите ему догадаться, какой предмет оставил новый отпечаток.

Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://dubrovina.files.wordpress.com/2011/11/dsc0540.jpg&sa=X&ei=UD3zT_77GYK1-waIwunhCQ&ved=0CAoQ8wc4EA&usg=AFQjCNEYa1OqJmfdYZtap4BkoayOIfhmrA

 

Фото. Загадка: какой столовый предмет оставил такой отпечаток?

Описание: SDC12419

Варианты ответов:

Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://www.bogemia-glass.ru/linkpics/Goods/%D0%9B%D0%95%D0%A40597.jpg&sa=X&ei=C03zT9_3Icih-Qbk9sjBCQ&ved=0CAkQ8wc&usg=AFQjCNESOX5lTE76V_rbjj1IrEYLZRVleA                          Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://900igr.net/datai/predmety/Kukhnja-posuda-2.files/0029-028-Perechnitsa-i-solonka.jpg&sa=X&ei=a03zT5v2Fsue-QbG4sGxCQ&ved=0CAkQ8wc&usg=AFQjCNEcHKhL3vxrVeLGeqJq7IY2mQXgUg                Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://www.kluk.ru/img/item/middle/1712-.jpg&sa=X&ei=6U3zT_XQDI-g-waGp6HACQ&ved=0CAoQ8wc&usg=AFQjCNEK2nCgHP1hdRWx1k6NO_BkmmL1dg

 

9. Игра «Каша».

Нужно в прозрачный сосуд с водой понемногу добавлять  крупу и помешивать ложечкой. Чтобы ребенку было интереснее наблюдать за этим процессом, лучше по очереди использовать разную крупу.

 

10 . Игра «Рисунок»

Предложите ребенку проявить творчество и  изобразить с помощью рассыпанной крупы разные узоры, например волну, спираль, знакомую букву или цифру, домик, рожицу и т.д.

Некоторые  варианты таких работ представлены на фотографиях, выполненных автором статьи.

Описание: SDC12415

 Фото. Щенок.

Описание: SDC12435

Фото. Рыбка.

Описание: SDC12432

Фото. Домик.

 

Описание: SDC12434

Фото. Грибок.

Описание: SDC12417

Фото. Треугольник.

 

Описание: SDC12443                                               Описание: SDC12445

 Фото. Космонавт.                                                                                    Фото. Флажок.

 Описание: SDC12448                                                          Описание: http://www.google.ru/url?source=imglanding&ct=img&q=http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i2011/05/16/150520111666.jpg&sa=X&ei=wDzzT6KNDoec-wairvnKCQ&ved=0CAkQ8wc4TQ&usg=AFQjCNEU6302MsR7IJMJu8BDN6mz_0EQsA

 Фото. Цифра 5.                                                                                              

  Фото. Буква У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»

Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...

Семинар-практикум для педагогов «Lego-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным. Одним из таких средств является конструктор Lego, незаменимый для развития позна...

Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»...

Практикум "Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний воз...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 2-3 лет»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи:- ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими с...