Здоровая семья – счастливый ребенок
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Егорова Е.С.
«Здоровая семья – счастливый ребенок»
Счастливая семья — здоровый ребенок
Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко индивидуально и безгранично. Оно затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не могут быть затронуты общественным воспитанием. Эмоциональный мир, формирующийся в семье, становится фундаментом сферы социальных чувств личности. Воспитание ребенка не требует каких-то особых мероприятий. Малыш, точно губка, впитывает духовно-нравственную атмосферу семьи, выстраивает модель «взрослых» отношений, наблюдая образ жизни родителей. Поэтому, для гармоничного развития ребенка обязательно нужно личное счастье мам и пап, нужна гармоничная семья.
В счастливой семье намного чаще дети растут здоровыми. С этим утверждением не поспоришь. Существует четкая связь, которую видят и её можно проверить, между состоянием счастья и гармонии в семье и здоровьем ребенка. Мудрая пословица «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться и в обратном порядке, подразумевая сильнейшую взаимосвязь тела и души
Счастье семьи чаще всего проявляется в отношениях в этой семье. Всем хорошо, уютно, тепло и интересно, любые трудности решаются сообща, благожелательность звучит в словах и видна в делах. О такой семье смело можно говорить — они счастливы. Здесь мирные и гармоничные отношения между супругами, детьми, родственниками, друзьями и коллегами. Ведь это 5 главных областей наших эмоциональных связей, которые являются очень значимыми для человека и больше всего влияют на наше самочувствие.
Учитывая факторы, влияющие на здоровье ребенка, можно сказать одно. «Да конечно исправить наследственность (то что уже дано природой, улучшить экологию отдельно взятая семья не в силах. Но уменьшить, или же совсем удалить из жизни ребенка, стрессы из вне, улучшить внутрисемейные отношения каждому родителю под силу. Задача родителей – сделать жизнь ребенка максимально комфортной с учетом всех психологических особенностей. Помните: поведение и здоровье малыша зависит от его реакции на семейные отношения. Возникает напряженная обстановка дома, проблемы на работе, которые вы несете домой, и почему-то ваше чадо жалуется на различные боли, а то и вовсе заболевает. Что это? Это психосоматические явления. Или говоря простым бытовым языком перенос душевного состояния в физическое, когда наше эмоциональное состояние вызывает нарушения функционирования различных органов нашего тела, ослабевая его защитные функции.
Малыши учатся жить, изучая и отражая наши отношения в том числе. Многие психологические проблемы и болезни взрослых – это наследство с младенческих времен. Пока ребенок настолько мал, что не в силах физически повлиять на ситуацию, он может лишь косвенным образом заявить о своем мнении.
Как заставить любимую маму чаще быть рядом, привлечь ее внимание? Самый действенный и доступный способ – это плач. Если плач не помогает и обстоятельства, по мнению малыша, усугубляются, он идет на крайние меры… заболевает. Цель достигнута. Мама рядом, такая ласковая и заботливая. По первому требованию берет на руки, все время делает какие-то процедуры – осуществляется такой желанный для малыша тактильный контакт. Из-за тревоги о здоровье ребенка мама от него не отходит, а он купается, наконец, в ее внимании.
Не стоит, конечно, кидаться в крайности и каждый случай простуды вменять себе как наказание за невнимательность к своему ребенку. Если сын наелся на прогулке вкусного снега, то это, безусловно, не от горя, а от любознательности.
Надо постараться ответить не на вопрос «чем болеет мой ребенок? », а на вопрос «почему он болеет? ».
Все ли в порядке с психологическим климатом в семье? Фразой «все болезни от нервов» уже никого не удивишь. Так почему же не уделить внимание стрессу самого беззащитного члена семьи? Конечно, проще накормить ребенка пилюлями, чем задуматься о том, что может его беспокоить, но это далеко не лучшее решение проблемы.
Идеальных семей, где каждый день все гладко и тихо, не бывает в природе. Усталость от работы, быстрого жизненного ритма, нервы на пределе, претензии супругов друг к другу растут и копятся. Все это приводит к семейным конфликтам. Когда в семье возникают конфликтные ситуации, которые сопровождаются затяжными обидами обоих супругов, это негативно сказывается на здоровье малыша. Настроение его подавленное, ухудшается сон и аппетит, а как следствие этого ослабление организма и болезнь.
Даже если по отношению к ребенку нет никаких негативных эмоций, малыш по мимике, по интонации понимает, что не все в порядке в его королевстве.
Чтобы улучшить психологический климат в семье, попробуйте следовать некоторым правилам, список которых каждая пара может дополнить по своему усмотрению.
• Обстоятельство времени, или своевременность «опасного» разговора. Если уж накипело и хочется высказаться по многим вопросам, подождите, пока малыш уснет. Эта передышка позволит вам немного остыть и более трезво взглянуть на ситуацию. Обсуждайте только то, что действительно требует немедленного решения. В какую школу пойдет ребенок, можно будет решить немного позже. Не перегружайте друг друга проблемами, которые не требуют срочного вмешательства.
• Обстоятельство места, или «спорьте на кухне». Соблюдайте простое правило – никаких криков над кроваткой. И уж, конечно, не стоит вырывать дитя из рук друг у друга, когда в очередной раз решите «расстаться навсегда». Оградите кроху от неприятных и, главное, непонятных для него зрелищ и звуков.
• Секретность переговоров, или «успокойтесь перед общением с ребенком». Безусловно, ребенок чувствует стресс родителей. Некоторые врачи даже утверждают, что с молоком ребенку поступает информацию о душевном состоянии матери. Если маме плохо, ребенку тревожно. Но можно максимально снизить вредное влияние на малыша. Несколько глубоких вдохов, улыбка своему отражению в зеркале, и вперед – в детскую.
Как справится со стрессом? Что надо изменить? Как вернуть здоровье и хорошее самочувствие? Очень многие прибегают к помощи кофе, сигарет, алкоголя или начинают принимать различные лекарства. И хорошо, если по назначению врача. А ведь кто-то просто занимается самолечением, нанося еще больший вред своему и так уже пошатнувшемуся здоровью. А справиться с этим неприятным состоянием в принципе не так уж и сложно, если следовать некоторым, в общем-то, достаточно простым советам. Вот они.
Совет 1. Релакс и успокоение.
Посвятить себе любимой хотя бы один час, чтобы сходить погулять, почитать интересную книгу, посмотреть журналы, взять в руки спицы, посмотреть любимый фильм, послушать музыку. А может быть даже просто спокойно посидеть с закрытыми глазами в своем любимом уютном кресле.
Чтобы снять стресс, необходимо сделать несколько глубоких вдохов. Затем подышать несколько минут ровно и спокойно. Контрастный душ хорошо восстанавливает кровообращение, регулирует работу нервной системы, выводит токсины из тела и помогает эффективно снять усталость и стресс. Однако, разумеется, нельзя принимать такой душ во время обострения каких-либо заболеваний. Не менее полезно также принять теплую ванну с различными травами или экстрактами
Совет 2. Арт-терапия
Можно что-то порисовать, или слепить из пластилина, ну или вообще сделать что-то своими руками. При этом мы полностью отключаемся от жизненной суеты и забываем о имеющихся проблемах. При этом абсолютно все равно, умеете ли вы рисовать или нет. Здесь, самое главное, выразить на белом листе бумаги свои чувства и настроение.
Совет 3. Не накапливать стресс внутри себя
Стараться проговаривать проблемы, главное - ни в коем случае не замыкаться в себе. Полезно пообщаться с подругой, мамой, коллегой или соседкой. А при необходимости имеет смысл даже обратиться и к психологу. Так вполне можно освободиться от накопившегося негатива и получить при этом прекрасную возможность взглянуть на происходящее со стороны.
Совет 4. Физическая нагрузка
Плавание, ходьба, езда на велосипеде, легкий бег как нельзя лучше подходят для снятия стресса. Достаточно 1-2 раза в неделю посещать бассейн, и если нет возможности бегать по утрам, то хотя бы стараться ходить на работу пешком. Также можно при сильном, длительном стрессе переходящем в депрессию использовать специальные комплексы упражнений, направленных на снятие напряжения и укрепления здоровья
Совет 5. Положительные эмоции
И последний совет, который может показаться несерьезным, но, тем не менее, эффективно поможет снять любой стресс, это – посетить зоопарк или сходить в цирк. Положительные эмоции в этом случае Вам гарантированы. Наблюдение за животными позволяет полностью отвлечься от назойливых мыслей и как нельзя лучше подходит для снятия стресса.
Конечно, создавая эмоционально комфортные условия нахождения и развития ребенка в семье мы можем улучшить здоровье ребенка, но также очень важна крепкая эмоциональная связь ребенка со своей мамой. Каждая мама способна помочь ребенку справиться даже с тяжелой болезнью. Она может дать ребенку установку на счастье - и он станет счастливым и здоровым человеком.
Но как передать малышу свою любовь? Специалисты считают: прежде всего взглядом и прикосновениями. Как можно чаще с любовью смотрите в глаза ребенка, поглаживайте, прижимайте, подкидывайте, шутливо с ним возитесь.
И еще огромное значение для ребенка - имеет мамин голос. Если мама предъявляет к ребенку много претензий, распекает, что он не такой, как хотелось бы, ребенку как бы задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все его процессы приходят в норму. Именно на этом механизме построена методика известного детского психиатра профессора Бориса Зиновьевича Драпкина «Мама-терапия»
Фразы, которые надо произносить, - не случайные. Каждое слово - продуманное и проверенное. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому.
1-й блок - "витамин материнской любви": с помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.
"Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим".
2-й блок - установка на физическое здоровье. При легких недомоганиях одна эта "мама-терапия" может излечить без всяких лекарств.
"Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь".
3-й блок - установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие.
"Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь".
4-й блок отражает народную мудрость. Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга: "Отдай мне свою болезнь! "
"Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет конкретные проблемы ребенка.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре.) Я тебя очень-очень сильно люблю".
Лучше всего заниматься новой методикой, когда ребенок спит. Он прекрасно запомнит, что мама говорила ночью. Итак, через 20-30 минут после того как малыш заснул, садитесь к его кровати и проговаривайте каждую фразу. В конце можно использовать легкое прикосновение к малышу или поцелуй.
Делайте это каждый день: время - зависит от состояния ребенка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме - заболела, взвинчена, - сеанс лучше отменить.
Даже оградив ребенка от эмоционального дискомфорта мы не в силах изменить все вредно влияющие факторы. Дети могут болеть. Как же облегчить их страдания, ускорить выздоровления. Можно использовать Мама-терапию. Кроме использование данной терапии, можно использовать лечение игрой. Это не только поднимет жизненный тонус больного ослабленного ребенка, но и поможет вам эмоционально сблизиться с ним.
Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.
Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) Полезный совет: если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель. Кроме игр в которые вы всегда играете дома существуют специализированные игры которые направленны на оздоровление детей при каком-то конкретном заболевании. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Я верю. Что при большом желании и труде в каждой семье можно создать обстановку, в которой дети будут здоровыми, даже если ваша семья неполная.
«Моя семья – моя крепость»
Любовь – это встреча навсегда.
Мать – теплица любви.
Отец – открыватель возможностей.
Сердце матери – это бездна,
в глубине которой всегда найдётся прощение.
О. Бальзак.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? В чём видят своё детское счастье дети? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.
Вывод один: счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён. Кого во все века считали и считают обиженным судьбой, самым обездоленным и достойным жалости? Сироту – человека по тем или иным причинам лишённого отца и матери. И нет напасти хуже, чем семейный разлад.
На первое место выходит семья – самое главное понятие для маленького человека, несоизмеримое ни с чем. Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему имея всё это, многие дети часто страдают? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ребёнку нужно, чтобы его любили, понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы рядом были отец и мать.
Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей духовно-нравственных чувств. В данной ситуации семья – главный источник воспитания ребёнка. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, гуманность, регулирующие поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. А этим правилам научиться ребёнок может в семье, члены которой соблюдают эти правила. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Процесс становления личности и её духовно-нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребёнку «путеводную нить» в среде семьи.
Итак, семья.
Очертим функциональный образ семьи.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве родителями новой жизни, в продолжение рода.
Хозяйственная функция в общественном производстве жизненных средств, необходимых для нормальной жизни семьи.
Воспитательная функция. Семья выступает как активный фактор формирования личности, его духовно-нравственной стороны. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции и обычаи, атмосфера родного дома часто имеют решающее значение в воспитании детей.
Функция общения. Общение родителей и детей имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального, волевого, духовно-нравственного развития. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, сочувствие зависит от качества семейного общения. Дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками.
Функция досуга и отдыха. Для ребёнка семья является организатором его отдыха. Она осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к традициям семьи, художественной деятельности, самообразованию, труду, здоровому образу жизни.
Функция творческого развития. Семья предоставляет пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей, так, как в семье ребёнок наиболее свободен, окружён любовью и поддержкой.
Ядром всех отношений, которые царят в семье, является функция любви. Любовью должна быть наполнена жизнь ребёнка с самого рождения. Любовь матери – счастье, за которое не надо бороться, не надо никому доказывать, что ты достоин этой любви. Любовь предполагает принятие ребёнка таким, каков он есть, принятие всех его интересов, восприятие ребёнка всегда как части своего «я». Родитель должен «не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить, не комкать, а формировать, не диктовать, а учить, не требовать, а спрашивать».
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребёнком, его духовно-нравственное становление глубоко индивидуально и неповторимо. Оно закладывается в семье, основывается на достойном примере родителей. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого маленького человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни и в духовном, и в материальном мире. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причём если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет защиту и безопасность внутреннего, эмоционального, духовного мира ребёнка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнения в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственность и развить духовность, только любовь способна научить любить.
Наши нынешние семьи совсем крохотные по меркам древних. А вот навести в такой семье порядок, удержать от бед и невзгод мы порой не умеем. А в результате страдают дети. Современный мир очень сложен, насыщен информационно, технически, научно. Но о самом главном мы, порой, забываем. Семья – это крепость для детей, защита, помощь, опора. Очень важно, чтобы она стала для ребёнка не просто формальным понятием. Издавна церковь и родители прививали молодым людям самые чистые и глубокие чувства к семейным узам, благословляли на брак духовно, с чистыми помыслами. Очень важно удержать эти понятия для молодых семей и прививать их нашим детям. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви нужно учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер.
Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит духовно-нравственное здоровье не только самого маленького человека, но и нации в целом.
«Игровая деятельность в семье»
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра -это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей - взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.
Семья - это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.
Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Таким образом, чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино, и подарить ребенку счастливые минуты общения.
«Я и моя семья. Всё начинается с семьи"
В настоящее время, к сожалению, всё чаще у детей наблюдаются отклонения в поведении: агрессивность, неуравновешенность, непослушание, гиперактивность, что является последствием психических расстройств.
Почему это происходит?
В настоящее время семья, которая всегда была крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Так как появилось много неполных семей: разведённых, матерей-одиночек, пар, живущих «гражданским браком».
«Гражданский брак» стал некоей данью современной моде. Это явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Печален тот факт, что это становится дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное. В таких семьях каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале. Это, конечно же, не может положительно влиять на атмосферу в семье. Вместо уютного дома для детей остаётся одно «пепелище». Дети недополучают элементарного общения со взрослыми, т. к. те в свою очередь заняты выяснением отношений. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали прыгать, бегать и скакать. Надо, чтобы взрослые принимали детей в свою взрослую жизнь. Только если ребёнок включён в жизнь взрослых, он будет развиваться.
А в какую взрослую жизнь включают ребёнка в неполных семьях?
Ведь самое важное, что должен усвоить ребёнок в семье от родителей - это любовь. Любовь и взаимоуважение составляют атмосферу семьи. Ребёнок должен воспитываться на примере! Нужно окружить его теми образами, которые вы считаете полезными. «Дерево растёт стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым.»
Что и происходит в современном мире. Душа ребёнка требует примеров для подражания.
А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»?Ребенок не видит в своих родителях единой крепости и защиты для себя. Родители в таких семьях не уверены в своих отношениях. Ребёнок, хотя и не в полной мере способен ещё понимать это, но чувствует недоверие родителей друг к другу, что приводит к росту тревоги, неуверенности в себе и агрессии.
Отвечая на вопрос: «Кем вырастет ребенок, рожденный в атмосфере безответственности, безнравственности и греха?», хочется сказать словами православного священника: «Ребенок, как губка, впитает все, что видит с самого детства. Правильного духовного воспитания в «гражданском браке» ребенок получить не может, ибо его родители не строят свою жизнь согласно заповедям Божиим. Разве ребенок, видя грех с самого детства, не станет впоследствии подражать родителям?»
К сожалению, воспитание детей в настоящее время стало по преимуществу женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью. Для детей дошкольного возраста авторитет родителей существует изначально и непререкаем, они невольно и неосознанно подражают своим папам и мамам. Поэтому так важно понять, что воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.
Запомните:
Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.
Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях, свидетельствует: более 70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец отсутствует. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу.
И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаёмся матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать. Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.
Почему в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние?
Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Часто можно слышать, что ребёнку не хватает мужской руки. Нужно понимать, что речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести только мужские руки и мужские плечи. Такое знание усваивается только на опыте. Если ребёнок хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать попавшего в беду, если заметил, как он уступает место старику, такой ребёнок уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного поведения.
Наблюдая за отношениями папы и мамы, ребёнок узнает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в будущем в собственной семье дети воспроизведут модель отношений, подобную той, которую видят в детстве.
Помните:
Родители, дающие положительный пример для подражания, растят честных и добропорядочных граждан Отечества. Из этих же семей избираются впоследствии женихи и невесты, желающие создать новые брачные союзы по личному расположению друг к другу и по благословению родительскому.
Сколько бы свободы действий вам не давал гражданский брак, основные потребности в защите, спокойствии, счастье и стабильности в отношениях вам может подарить лишь законный брак.
Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка.
Значение совместной работы дошкольного учреждения с семьёй.
Раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребёнка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребёнку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития независимо от того, где проходит этот период детства – в семье или детском саду.
Основной задачей в развитии и воспитании детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада является психолого – педагогическая помощь детям и их родителям в социальной адаптации к детскому саду.
Сегодня у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье ребёнка и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулка, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, наоборот, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как ребёнка 5-7 лет (учат читать, писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и т. д.) В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Опыт показывает, что большинство детей не умеют или не считают нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержка в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.) являются прямым следствием такого «неумения» родителей. Кроме того, в семье дети, как правило, не приобретают опыт общения со сверстниками, что затрудняет их взаимодействие с другими детьми и делает проблемным их адаптацию в детском саду.
Здоровье подрастающего поколения, его интеллектуальный и личностный потенциал входят в спектр национальных интересов России. Поэтому деятельность дошкольных образовательных учреждений по сбережению и формированию здоровья детей, управлению их развитием должна рассматриваться как долгосрочная инвестиция государства в семью, которая будет возвращена в виде полноценных граждан общества.
Это должно быть взято за основу при разработке технологий оказания помощи родителям в воспитании детей раннего возраста.
Главным в работе любого детского сада являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь или стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – это только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.
Значение совместной работы детского сада с семьёй – помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека; убедить их в необходимости воспитывать ребёнка с учётом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребёнка; оказать помощь в понимании собственного ребёнка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.
«Семья и семейные ценности»
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.
О семейных традициях
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.
Семейные традиции :
- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
- в вашей семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,
Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровая семья-счастливый ребенок
Консультация обращает родителей к вопросу эмоциональной атмосферы в семье, как от неё зависит здоровье и счастливое детство любого ребенка....
Консультация для родителей: «Здоровая семья- счастливый ребенок»
Консультация для родителей:«Здоровая семья- счастливый ребенок»...
Консультация для родителей "Здоровая семья - счастливый ребенок"
Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...
Консультация для родителей «Здоровая семья – счастливый ребенок»
Консультация для родителей «Здоровая семья – счастливый ребенок»...
Конспект консультации для семей «группы риска» на тему: «Здоровая семья — счастливый ребенок»
Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...
Консультация для родителей «Здоровая семья — счастливый ребенок. Счастливая семья — здоровый ребенок »
Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...