«РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ»
презентация
Успешный дошкольник как личность характеризуется высокой степенью результативности в различных видах деятельности и достижением более высоких результатов. Также могут быть проявлены творческие успехи в определённой деятельности и общении
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.77 МБ | |
| 132.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успешный дошкольник как личность характеризуется высокой степенью результативности в различных видах деятельности и достижением более высоких результатов. Также могут быть проявлены творческие успехи в определённой деятельности и общении
Критерии успешности включают : высокую познавательную активность; уровень притязаний в разных видах деятельности ; достижение высоких результатов в определённом виде деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников. Успех с психологической точки зрения — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Адекватная самооценка. Соответствует реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы ; Уверенность в себе. Позитивная оценка собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых целей и удовлетворения потребностей; Умение ставить перед собой реальные и осуществимые задачи ; Творческое мышление. Нестандартное мышление, умение принимать срочные и абсолютно неожиданные решения; Развитие навыков общения. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и находить с ними общий язык; Развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие; Артистичность. Рассказывание вслух стихотворений, разыгрывание небольших театральных сценок и пантомим. Для формирования успешной личности дошкольника важно создавать условия, способствующие развитию психических процессов и творческих способностей, а также обучать приёмам самоконтроля и саморегуляции .
Реализация в психолого-педагогической практике 1 «Свободный» Примерная тематика занятий педагога-психолога: «Уверенное поведение», «Безопасное поведение»; «Бесконфликтное общение». 2 «Знающий или понимающий» Примерная тематика занятий педагога-психолога, интегрированных занятий (педагог-психолог + воспитатель) «Я познаю мир», «Я –будущий первоклассник».
Эмоциональное состояние дошкольника Эмоциональное состояние дошкольника тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями. Некоторые особенности эмоционального состояния дошкольников: Эмоции могут быть положительными (смех, радость) и отрицательными (страх, плач). Также ребёнок может демонстрировать нейтральные эмоции, например, удивление. Чувства постепенно теряют импульсивность и становятся более глубокими по смысловому содержанию. Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребёнка, зависящее от окружающей среды, здоровья и успешности деятельности. Постепенно ребёнок осваивает экспрессивные формы выражения эмоций — интонацию, мимику, пантомимику. Если окружающие люди показывают ребёнку внимание, понимают и принимают его , то он испытывает чувство комфорта и защищённости, уверенности и пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии.
Р азновидности успеха дошкольника - признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей; - признание личности ребенка в целом. Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников: - снятие страха - мотивация деятельности - авансирование - крытая инструкция - персональная исключительность педагогическое внушение - позитивная и искренняя оценка полученного результата.
Условия создания ситуации успеха 1. Доброжелательность окружающих : ( приведите примеры, пожалуйста, атрибутов доброжелательности) Варианты ответов: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость , расположенность, мягкие жесты и т.п. 2. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем». 3. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
4. Дружеское положительное подкрепление – авансирование : оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться. 5. Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых личность действует, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей. Вопросы: Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого? «Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.); Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
6 . «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта. 7. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога . Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее. (« Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что ж е у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.)
8. Оценка продукта деятельности ребенка . Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…». Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
«Прекрасно!»;«Удивительно !»; « Превосходно!»;«Восхитительно!»;«Очень неплохо!»;«Ну, просто изумительно!»;«Ах, вы только посмотрите!»;«Это что-то особенное!»;«Это выглядит здорово !»; «Именно так!»;«Браво!»;«Так чудно!»;«Об этом обязательно нужно рассказать…»;«Ты сделал это!»;«Замечательно задумано! »;«Я просто в восторге!»;«Я просто обожаю…» и пр . Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. Д иапазон следующими фразами:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ,
НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ!!!
- Расширяйте сферу информированности ребенка об окружающем мире, чаще разговаривайте с ним, читайте ему книги, посещайте культурные мероприятия. Ограничьте просмотр мультфильмов и компьютерных игр в пользу хороших книг, музыки, стихов, живописи. Ребенок будет учиться улавливать нюансы, полутона, постигать чувство меры. С помощью искусства взрослые могут помочь активизировать и раскрыть то, что, возможно, есть в ребенке, его скрытые таланты и способности.
- Развивайте словарный запас ребенка; в общении раскрывайте смысл слова, объясняйте функцию предмета, учите ребенка выражать свои мысли. Можно предложить поиграть в игру-загадку «Что за предмет?». Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. В этом случае также активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями нужно еще и для того, чтобы игра не наскучила ребенку.
- Постепенно знакомьте ребенка с числами. Для этих целей хороши кубики с цифрами, математическое лото, домино.
- Также необходимо развивать ассоциативную, образную и тактильную память, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, запоминая тактильные ощущения от разных предметов, прослушивая разные звуки и мелодии.
- Важнейший психический процесс и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов – внимание. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Для развития внимания полезно учить ребенка подмечать перемены, происходящие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Можно предложить ребенку игру «Прятки с игрушками». Перед ребенком выкладываются игрушки или картинки, затем он закрывает глаза, а в это время взрослый прячет какую-либо игрушку, добавляет новую или меняет игрушки местами. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, что изменилось.
- Развивайте логическое мышление ребенка. Для этого можно использовать разнообразные конструкторы и головоломки. Способность классифицировать и обобщать хорошо развивает игра «Четвертый - лишний». Что лишнее в ряду предметов, будет зависеть от признака, на основе которого вы будете обобщать. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный.
- Развитие мелкой ручной моторики, тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр мозга, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому предлагайте ребенку занятия по лепке из пластилина, пособия со шнуровкой.
Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.
На развитие и формирование личности ребенка влияет, прежде всего, его семья. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства. Поэтому очень важно, чтобы родители дошкольников понимали: их действия и поведение значат намного больше, чем усилия педагогов. Чем младше ребенок, тем ответственнее должна быть роль взрослого во взаимодействии с ним.


