Капризы и упрямство
консультация

Сулейманова Любовь Викторовна

Родители нередко признаются, что не могут справиться с капризами своих малышей. Экспериментируют в воспитании «кнутом и пряником». Зачастую не помогает ни то, ни другое. Рассмотрим мнения разных специалистов по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_upryamstvo.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы и упрямство

Подготовила: Сулейманова Л.В.,

                                                            педагог-психолог

Родители нередко признаются, что не могут справиться с капризами своих малышей. Экспериментируют в воспитании «кнутом и пряником». Зачастую не помогает ни то, ни другое. Рассмотрим мнения разных специалистов по этому вопросу.

Врач-психиатр.

- Ответ на этот вопрос человечество ищет несколько тысячелетий. Каждый ребёнок уникален, поэтому универсального рецепта, как воспитать малыша психически здоровым, нет и быть не может. Нет золотой таблетки, которая сделала бы ваше чадо «шёлковым», послушным. Воспитание - это тяжелый труд родителей. И нужно учиться справляться с этой важной миссией».

 - Часто приходится слышать, что ребёнок «настырный, упрямый в папу». Может, действительно дети рождаются с заложенной в них генами программой поведения? 

- Гены в данном случае ни при чём. Ребёнок - это зеркальное отражение модели поведения взрослых. И, как говорится, нечего на зеркало пенять. Ваш ребёнок приходит в этот мир и формируется как личность в своей семье, детское психическое здоровье всецело зависит от взрослых. Черты характера закрепляются взрослыми. Родители должны понимать и прогнозировать последствия своих действий с ребёнком.

У детей восемь типов темперамента, но давайте возьмём четыре гиппократовских типа. Меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник. К детям-меланхоликам абсолютно не подойдут те приёмы воспитания, которые применимы к холерическому темпераменту.

С холериками можно и голос повысить, и в присутствии всех покритиковать. Холерик в ответ нахмурит брови, а через минуту - в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А если ребёнок меланхолик или флегматик, он от родительского окрика скорее всего замкнётся в себе, будет страдать, переживать. То есть стиль поведения зависит от индивидуальных психопатологических особенностей вашего ребёнка. И узнать, каковы эти особенности, вы сможете, посетив специалиста. Не обязательно психиатра - можно психолога. Но заметьте, грамотные специалисты - психологи, психотерапевты никому никогда ничего не советуют, они лишь помогают взрослым выбрать адекватный вариант взаимоотношений с ребёнком.

 Психолог.

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на

капризы, а иногда на упрямство, а бывает и то, и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.

Капризы и упрямство – это отрицательная реакция ребенка на требования и уклониться от выполнения обязанностей, поручений.

Капризный ребенок - это балованный, непостоянный, неустойчивый, склонный к

неожиданным переменам в желаниях ребенок.

Упрямство - способ заявить о себе, своих желаниях, чувствах. Настойчивость, категоричность и «упертость», нежелание слышать и понимать другого, считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

Упрямый ребенок - это ребенок неуступчивый, несговорчивый, своевольный, непокорный,

стремящийся поступать по своему и добиваться своего.

Отличия

1. а) Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой

самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать.

б) Капризы свойственны более слабым детям, более зависимым от взрослых.

Они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не владеют необходимыми

умениями. Цели добиваются нытьём и капризами.

2. а) Упрямец проявляет свое упрямство только в ответ на требование взрослых.

б) Капризный ребенок начинает ныть и кукситься по любому поводу. Он, как правило,

находится в особом состоянии «готовности к капризу».

3. а) Для «упрямца» главное – не уступить, и он рад, когда от него отстают.

б) «Капризуля», скорее стремится добиться еще большего внимания.

4. а) У упрямца всегда есть свое мнение. Любимое выражение «Я хочу!»

б) У капризного – «Я не хочу!» Он отказывается от всего, практически никогда не предлагая

своего варианта.

Причины

1. Неправильное поведение взрослых

  • Бесконечные запреты помощи по дому: мытье посуды, уборка комнат, стирка, глажка,
  • приготовление пищи и т.п. Родители устанавливают их из-за нехватки времени или
  • опасения травмы, а потом, в более старшем возрасте, требуют от детей помощи.
  • Отсутствие внимания, равнодушие (занятость собой), минимум общения с ребенком.
  • Учет только своего мнения, преподнесение готовых инструкций, лишение развития у
  • ребенка самостоятельности в принятии решений: когда вставать, что надевать, как
  • поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате, самому выяснить отношения с
  • братом, сестрой и т.п.
  • В требованиях не учитывают индивидуальных особенностей, характера потребностей,
  • интересов, умственных и физических возможностей детей.
  • Не выполнение обещаний.
  • Неустойчивость решений (вчера одно, а завтра другое).
  • «Правила игры» в семье расходятся с «правилами», принятыми в обществе.
  • Избалованность ребенка, отсутствие подчинения старшим.
  • Непоследовательность – сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
  • «взрослое» и «здоровое» поведение ребенка не подкрепляется словами: «мамин
  • защитник», «рыцарь», «папина помощница» и т.п.
  • Отсутствие единства в подходе к воспитанию.

2. Реакция ребенка на

  • непонимание его взрослыми (собрать игрушки в разгар игры);
  • его непонимание взрослых (что хотят от предложенной деятельности – каков её результат). В итоге: обида, злость, гнев, делает «назло»;
  • недомогание, заболевание;
  • недосыпание;
  • отсутствие внимания;
  • вмешательство взрослых в его деятельность и лишение самостоятельности;
  • боязнь ошибиться;
  • чувство своей неполноценности рядом с «образцово-показательными» родителями.

3. Несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и

родителей.

4. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу.

5. Биологические особенности функционирования центральной нервной системы

  • родовые травмы,
  • асфиксия новорожденных,
  • тяжелые инфекции.

6. Возрастной кризис 3-х лет

  • девиз: «Я сам».

Условия предупреждения капризов и упрямства у детей

1. Правильная организация жизни ребенка.

2. Щадить привычки и желания ребенка, если они не являются совершенно неприемлемыми или опасными для него самого или окружающих.

3. Не быть равнодушными к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям,

быть эмоционально близкими ему.

4. Учитывать возрастные особенности ребенка, когда и какие требования посильны.

5. Во время болезни сочетать уступчивость с разумной требовательностью. Каприз не

должен стать формой поведения здорового ребенка.

6. Давать возможность развивать физические навыки: больше двигаться, предоставить

ребенку разумную свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта в различных

ситуациях, и не отрывать его без необходимости от игры.

7. Если ребенок занимается опасным делом, то не применять силу, а быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое, что разрядит напряжение.

Воспитания капризных и упрямых детей

Если упрямство – результат излишней тревожности родителей, оно возникает на фоне

постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок, то капризы

– следствие чрезмерной уступчивости. Соответственно различными будут и способы

преодоления этих внешне похожих, но очень разных нарушений поведения.

Справиться с упрямством значительно легче.

Уважение к ребенку, признание его как личности, здравый подход к каждой конкретной

ситуации, в которой прослеживается упрямство. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.

Иначе обстоит дело с капризами. Капризный ребенок растет в атмосфере потакания всем его желаниям. Он не встречает отказа даже когда это необходимо. Родителям легче уступить ребенку. Это прекращает сиюминутный каприз, но капризность, как форму поведения, закрепляет. Чтобы преодолеть эту черту характера ребенка, требуется огромная настойчивость и терпение.

Нужно научиться спокойно относиться к крику ребенка. Лучше всего оставить его в покое,

ведь бурная сцена рассчитана на зрителей.

Взрослым необходимо изменить свое поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Малыш должен усвоить, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо.

Формировать у ребенка адекватные способы поведения, т.е. научить его хотеть что-то

конкретное и применять собственные усилия, чтобы удовлетворить свое желание, выработать настойчивость в достижении цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно не развита.

Самое сложное – сделать все так, чтобы ребенок воспринял это как удовольствие, радость, а не как наказание. А основной источник радости – совместная деятельность со взрослым.

Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включить их в

общее дело и увлечь. Капризуле полезно быть среди сверстников. Если маму легко

разжалобить, то со сверстниками такой номер не пройдет.

Поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то интересное.

При этом незаметно помогать малышу и радоваться вместе с ним. Самостоятельность

воспринимается как важная, ранее не доступная привилегия. Этим надо воспользоваться.

Поддержать уверенность в ребенке, что ему очень полезно, ведь ему доверили…

Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка – и тогда

легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения.

Что надо делать, когда дети упрямятся и капризничают?

- Выяснить причину и, по возможности, устранить ее.

- Не проявлять упрямство самим.

- Если желание нереалистичное, то не отговаривать, а признать право ребенка на его

желание, согласиться - это его обрадует, и он будет расположен к диалогу побывать в

стране фантазий, помечтать.

- Реальное желание можно выполнить, определяя конкретное время, но договор не

нарушать.

- Установить четкие рамки запретов (немного) и строго их придерживаться.

- Не фиксировать внимание на упрямстве, «не помнить зла».

- Найти ребенку интересное занятие.

- Хвалить не столько за конечный результат, сколько за старание.

- Дать ребенку отдохнуть, побыть одному.

- Переключить на другую тему или «озадачить»: «Никакого шоколада, можешь съесть

яблоко или морковку».

- Проявить сочувствие, приласкав, предложив выбросить «капризки» за окно.

- Рассказать о своих чувствах, возникших при его капризах, подчеркнув, что родители

любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.

- Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс. Пойдем гулять в парк или во двор.

- Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого

участника конфликта.

- Изменить форму обращения, вместо приказа или запрета использовать просьбу или

обращение за советом.

- Проконсультироваться у психолога, психиатра и пролечить, если надо.

- Доходчиво объяснить смысл предъявляемых требований, соответствующих возрасту.

- Дать достаточное количество времени на выполнение задания, окончание игры.

- Составить договор (контракт) с конкретным перечислением взаимных обязательств.

- Перестать баловать, не покупать лишних игрушек.

- Воспитывать собственным примером, вдохновлять, создавать ситуацию успеха,

воодушевления.

- Последовательно передавать ребенку ответственность за решение тех проблем, которые он в состоянии решать самостоятельно.

- Увеличить время «чистого» общения с ребенком.

- Обращаться «на равных», заменив «Ты-высказывания» «Я- высказываниями», «У меня

болит голова, я думаю, что твое шумное поведение тому причина, и в следующий раз,

если это повторится, мне придется забрать у тебя эту игрушку».

- Излагать свои требования максимально конкретно: «Почисти зубы», «Собери игрушки» и т.п., вместо «Будь аккуратным, послушным» и т.п.

- Рассказать ребенку о негативном влиянии капризов на здоровье, характер, отношение к

нему окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Капризы и упрямство

Капризы и упрямствоПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капри...

Капризы и упрямство

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматрив...

КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО

Консультация для родителей...

Родительское собрание "Капризы и упрямства"

Этот материал поможет родителям правильно найти подход к своему ребёнку, преодолеть возраст капризов....

Детские капризы и упрямство

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах. - Пик упрямства приходиться на 2,5 – 3 года жизни- Мальчики упрямее девочек.- Девочки капризничают чаще....