Роль родителей в культуре речи детей
консультация

Елена Кожаева

 Благодаря совместной работе педагогов ДОУ и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx91.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в культуре речи детей.

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания…», — писал В. А. Сухомлинский.

Так ли это? Речь ребёнка подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. С рождения и до момента перехода во взрослую жизнь ребенок, словно губка, впитывает манеру и стилистику речи своих родителей, вплоть до копирования произношения отдельных звуков, а иногда даже и слов. Поэтому в данный этап формирования речи малышей, роль родителей невероятно значима. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Часто родители думают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «ложи» вместо «клади» и т.д. Также нужно следить за правильностью постановки ударения. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Ограниченность речевого общения с их стороны, непременно влияют на личные качества, характер малыша: нежелание самих детей общаться с внешним миром, замкнутость и т.д. Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья и психического развития и, прежде всего отставание в речи. Следовательно, можно сделать вывод: на несформированность речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта ребёнка с родителями, со сверстниками.

Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Педагоги нашего дошкольного учреждения, прежде всего, уделяют внимание развитию связной речи детей. Благодаря этому прослеживается положительная динамика в развитии речи дошкольников. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

Однако, чтобы речь у детей развивалась качественно и своевременно, необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка, а также обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. В связи с этим, мы провели анкетирование. Были получены следующие результаты: 38% не осведомлены в области развития речи; 20% считают, что это забота педагогов; 42% реже 3 раз в неделю читают детям литературные произведения. И в связи с этим нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет именно литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемы и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.

Одной из форм работы с родителями, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Целью данного собрания было:

– объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Совместно с учителем –логопедом мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

-оформление информационного стенда по речевому развитию.. На нём мы разместили информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

-в наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

-следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственную- образовательную деятельность специалистов с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

  • эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • создавать условия для общения с другими детьми.
  • речь взрослого – пример для подражания.
  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства
  • рассматривать и наблюдать с ребенком явления природы в разные времена года
  • развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  • совместные игры взрослого и ребенка.
  • чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • ответы на все его «почему».
  • совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Также проводятся совместные с родителями утренники, экскурсии.

Таким образом, благодаря совместной работе педагогов ДОУ и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии речи детей (консультация для родителей)

В настоящее время родители зачастую используют детский сад как "камеру хранения" для детей, совершенно забывая о том, какую роль ОНИ играют в жизни ребенка. О том, что они должны ввести маленького чел...

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей»

Цель: объяснить какую, роль играют родители в постановке литературной речи детей.В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью,...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей!"

Задачи: помочь родителям в развитии речи их детей....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

" Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей" с обратным талоном

В консультации раскрыты причины неправильного звукопроизношения детей. Даны практические советы по овладению правильным звукопроизношением....

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...