Годовой план работы с родителями на 2021-2022 учебный год
консультация

Малышева Ирина Анатольевна

В работу логопеда с родителями  в 2021-2022 г входят следующие виды деятельности:

Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, открытых занятий 

(материал см.в прикреплённых файлах).

*Рекомендации для родителей , как выполнять основной комплекс артикуляционной гимнастики дома.

*Консультация для родителей по выполнению комплекса упражнений на звук Р.

*Консультация для родителей по выполнению комплекса упражнений на шипящие звуки.

*Консультация для родителей по выполнению пальчиковых игр в домашних условиях.

*Презентация для родителей: "Развитие мелкой моторики"

 

В работу логопеда с родителями  в 2022-2023 г входят следующие виды деятельности:

Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, открытых занятий 

*Рекомендации для родителей о пользе пальчиковой гимнастики для развития речи

«Пальчиковая гимнастика - помощник  в развитии речи»

*Рекомендации для родителей как работать над грамматическим строем речи ребёнка.

"Автоматизация звуков, что это такое и как работать дома над звукопроизношением".

"Особенности развития речи у мальчиков и девочек".

Мастер-класс для родителей " Как растягивать подъязычную уздечку, эффективные упражнения".

 

 В работу логопеда с родителями  в 2023-2024 г входят следующие виды деятельности:

Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, открытых занятий.

*Консультация для родителей "Развиваем связную речь в семье.

*Мастер-класс, консультация , как делать артикуляционную гимнастику дома. Практические советы логопеда.

*Консультация для родителей " Гимнастика для щёк и губ"

 

В работу логопеда с родителями  в 2024-2025 г входят следующие виды деятельности:

 

Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, открытых занятий.

*

*

*

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Годовой план работы логопеда с родителями 2021-202235 КБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей по выполнению комплекса упражнений на звук Р92 КБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей по выполнению комплекса упражнений на шипящие звуки29.5 КБ
Файл Консультация для родителей по выполнению пальчиковых игр в домашних условиях859.73 КБ
Файл Презентация для родителей: "Развитие мелкой моторики"547.1 КБ
Файл Пальчиковая гимнастика - помощник в развитии речи15.43 КБ
Microsoft Office document icon Годовой план работы логопеда с родителями 2022-202335.5 КБ
Файл Пальчиковая гимнастика15.43 КБ
Файл Особенности развития речи у девочек и мальчиков14.54 КБ
Файл Подъязычная уздечка, как её растягивать14.99 КБ
Файл Развиваем грамматический строй речи15.41 КБ
Файл консультация Развиваем связную речь18.87 КБ
Файл Консультация с практическим мастер-классом по артикуляционной гимнастике2.17 МБ
Microsoft Office document icon Годовой план работы логопеда с родителями 2023-202435 КБ
Файл Гимнастика для щек и губ14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Общеобразовательная средняя школа

«Город Солнца»

Годовой план работы логопеда  с родителями

в 2021-2022 учебном году

     

Октябрь

 

Общее родительское собрание. Цели и задачи на учебный год. Основные направления коррекционной работы. Организаторские вопросы.

Октябрь - апрель

(индивидуально)

Рекомендации для родителей по правильному выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Основные правила выполнения артикуляционной. гимнастики.

 Рекомендации для родителей по правильному выполнению комплекса артикуляционной гимнастики на постановку свистящих звуков.  

Рекомендации для родителей по правильному выполнению комплекса артикуляционной гимнастики на постановку шипящих звуков.  

 Рекомендации для родителей по выполнению  комплекса артикуляционной гимнастики  для подготовки речевого аппарата к постановке  сонорных звуков.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений в домашних условиях

Ноябрь

Консультация и мастер-класс для родителей:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях. Практические советы логопеда»

Февраль

(родительское собрание)

Подготовка презентации для родителей на тему

«Наши пальчики играют, речь развивают»

Подбор игрового и наглядного материала для интерактивного взаимодействия с родителями.

Изготовление демонстрационного игрового материала

(игры с прищепками и шнуровками)

Апрель

«День открытых дверей»

Показательное занятие по формированию фонетики и овладению детьми грамотой  «В гостях у звука и буквы «Т»».

Май

(Индивидуально)

Консультации для  родителей по итогом годовой программы.



Предварительный просмотр:

      Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [р]).

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [р].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Правильная артикуляция звука «Р»:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят к небу (альвеолам), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол

- воздушная струя сильная

- звук «Р» произносится с голосом - звонкий

Это «Большой логопедический учебник» Е. Косиновой, в нем прекрасные иллюстрации и описание упражнений артикуляционной гимнастики.

 Первый этап: Комплекс упражнений для подготовки языка к постановке звука Р

(выполнять ежедневно 2-3 недели не менее 15-20 мин в день!!!)

«Накажем непослушный язычок»                                                                                                          Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»  Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Качели»   Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»   Улыбнуться, открыть рот и  кончиком языка « погладить» небо  вперед – назад (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»   Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Грибок»   Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

«Гармошка»   Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Лошадка»    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Дятел – барабанщик»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

После подготовки и укрепления мышц артикуляционного аппарата, можно переходить к след. этапу - постановке звука Р, который осуществляет логопед в рамках группы д/с.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по выполнению комплекса специальных упражнений для шипящих звуков

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж).                                                                                                                                   Чтобы правильно выполнять упражнения и учить  детей, необходимо понимать правильную артикуляцию тех звуков, над которыми проводится работа.

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

- губы округлены и выдвинуты вперед                                                                                                                        - зубы сомкнуты, либо сближены                                                                                                                                  - кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.                                                                                            - теплая воздушная струя выдыхается по середине языка                                                                           - звук «Ш» произносится без голоса – глухой                                                                                                    - звук «Ж» произносится с голосом - звонкий

«Заборчик»                                                                                                                                                    Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить: «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»                                                                                                                                                                  Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.                                                                                                                               Чередование «Заборчик» - «Трубочка»                                                                                                         «Открыть – закрыть заборчик»   Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Блинчик»  Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»  Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»  Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»  Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.  Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Жили-были зайчики»

C:\Users\user\Downloads\palchikovye-igry-dlya-detey-4-5-let-s-karitinkoy-87501-large.jpg

«Улитка, улитка»

http://ds42.nevinsk.ru/wp-content/uploads/2015/10/41.jpg

«Ворон»https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=223890c79c0077f7307a43a3e11c02d3-l&n=13

http://edu.likenul.com/tw_files2/urls_2/12/d-11839/11839_html_m7e484ebb.png

http://rainy.users.photofile.ru/photo/rainy/263871/xlarge/4868829.jpg

http://f.mypage.ru/468e76e29f234a2b7cf889875e2d0484_42c997a05f71edef3843d4360bad88c4.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши пальчики играют – речь развивают! Подготовила Учитель-логопед Малышева И.А.

Слайд 2

Развиваем речь с помощью пальчиковых игр. - Пальчиковая гимнастика. - Массаж кистей рук и пальцев. - Игры с пластилином. - Игры с прищепками, шнуровки. - Рисование и раскрашивание . - Пальчиковый театр. -Игры с конструкторами и мозаикой. -Игры с крупой, бусинками, пуговицами. - Пескотерапия .

Слайд 3

Речь и мелкая моторика рук малыша тесно связаны. Пальчиковые игры и упражнения способствуют: - Повышению тонуса речевых центров коры головного мозга. - Развитию речи ребенка. -Улучшению артикуляционной моторики. -Развитию чувства ритма и координации движения.

Слайд 4

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Пальчиковая гимнастика - помощник  в развитии речи

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев, рук.

Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка. Вы хотите, чтобы Ваш малыш быстрее заговорил? Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день. Моторика развивается не только при выполнении упражнений, которые мы называем «Пальчиковой гимнастикой». Все движения оказывают на речь благоприятные воздействия. Это вырезание, аппликация, лепка, рисование, мозаика, штриховка, письмо, вышивание, вязание.

Развивать моторику следует в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка, соблюдая последовательность:

1. Первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать.  

2. Второй раз выполните упражнение вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.  

3. На третий раз предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно.  

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики:

«Ладони на столе»                                                                                                                                      Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.  

«Пальчики здороваются»                                                                                                                  Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» - соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.  

«Человечек»                                                                                                                                                    Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.  

«Дети бегут наперегонки»                                                                                                                        Движения, описанные в предыдущем упражнении те же, обе руки выполняют одновременно.  

«Коза»                                                                                                                                                       Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.  

«Козлята»                                                                                                                                                    То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.  

«Очки»                                                                                                                                                   Ребенок изображает «очки», образовав два кольца из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

«Зайчик»                                                                                                                                                 Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединяет— «зайчик» слева.  

«Ладошка – кулачок - ребро»                                                                                                          Ребенок сидит за столом. На счет раз кладет руки ладонями вниз, два — сжимает кулачки, три — кладет кисти ребром.  

«Деревья»                                                                                                                                               Малыш поднимает обе руки ладонями к себе— деревья стоят. Широко разводит пальцы — ветки раскинулись.  

«Флажок»  Большой палец вытянуть верх, остальные соединить вместе.  

«Гнездо»  Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.  

«Корни растения» Прижать пальцы тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.  

«Пчела»  Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.  

«Солнечные лучи» Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.  

«Паук»   Пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.  

«Стол»  Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку. Поменять руки. 

«Ворота»  Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.



Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Общеобразовательная средняя школа

«Город Солнца»

                                                           

Годовой план работы  логопеда  с родителями

в 2022-2023 учебном году

Октябрь

 

Общее родительское собрание. Цели и задачи на учебный год. Основные направления коррекционной работы. Организаторские вопросы.

Октябрь - апрель

(индивидуально)

Рекомендации для родителей по правильному выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Основные правила выполнения артикуляционной. гимнастики.

Рекомендации для родителей о пользе пальчиковой гимнастики для развития речи

«Пальчиковая гимнастика - помощник  в развитии речи»

Рекомендации для родителей как работать над грамматическим строем речи ребёнка.

Автоматизация звуков, что это такое и как работать дома над звукопроизношением.

Ноябрь

Консультация и мастер-класс для родителей:

«Подъязычная уздечка.

Эффективная артикуляционная гимнастика

 для растягивания подъязычной уздечки».

Рекомендации для родителей по правильному выполнению комплекса артикуляционной гимнастики

 для растягивания подъязычной уздечки. Демонстрация и совместное выполнение комплекса гимнастики для растяжки уздечки.

Февраль

Выступление на родительском собрании на тему:

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек».

Апрель

Показательное занятие

Открытое занятие для родителей « Автоматизация звука Р»

Май

(Индивидуально)

Консультации для  родителей по итогом годовой программы.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Пальчиковая гимнастика - помощник  в развитии речи

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев, рук.

Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка. Вы хотите, чтобы Ваш малыш быстрее заговорил? Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день. Моторика развивается не только при выполнении упражнений, которые мы называем «Пальчиковой гимнастикой». Все движения оказывают на речь благоприятные воздействия. Это вырезание, аппликация, лепка, рисование, мозаика, штриховка, письмо, вышивание, вязание.

Развивать моторику следует в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка, соблюдая последовательность:

1. Первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать.  

2. Второй раз выполните упражнение вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.  

3. На третий раз предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно.  

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики:

«Ладони на столе»                                                                                                                                      Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.  

«Пальчики здороваются»                                                                                                                  Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» - соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.  

«Человечек»                                                                                                                                                    Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.  

«Дети бегут наперегонки»                                                                                                                        Движения, описанные в предыдущем упражнении те же, обе руки выполняют одновременно.  

«Коза»                                                                                                                                                       Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.  

«Козлята»                                                                                                                                                    То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.  

«Очки»                                                                                                                                                   Ребенок изображает «очки», образовав два кольца из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

«Зайчик»                                                                                                                                                 Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединяет— «зайчик» слева.  

«Ладошка – кулачок - ребро»                                                                                                          Ребенок сидит за столом. На счет раз кладет руки ладонями вниз, два — сжимает кулачки, три — кладет кисти ребром.  

«Деревья»                                                                                                                                               Малыш поднимает обе руки ладонями к себе— деревья стоят. Широко разводит пальцы — ветки раскинулись.  

«Флажок»  Большой палец вытянуть верх, остальные соединить вместе.  

«Гнездо»  Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.  

«Корни растения» Прижать пальцы тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.  

«Пчела»  Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.  

«Солнечные лучи» Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.  

«Паук»   Пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.  

«Стол»  Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку. Поменять руки. 

«Ворота»  Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему:

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек».

Нейропсихологами доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития.

*Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели. 

*Мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки.

*Девочки на 4-6 месяцев раньше начинают говорить.

*Мальчики к школьному периоду   «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

*У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Согласно исследованиям 99% речи девочек понятно к 3 годам, мальчики достигают этих показателей к 4,5 годам. 

При усвоении родного языка девочки развиваются с опережением, у мальчиков в два раза чаще наблюдаются задержки речевого развития. При этом отставание при развитии речи не имеет клинического значения, так «поздноговорящие дети» обычно в дальнейшем развиваются абсолютно нормально, без патологий, такие проявления более характерны для мальчиков.                                                                                                                                            Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь, для них важны чувства и эмоции. Именно их девочки замечают в речи взрослых.  С мальчиками  гораздо эффективнее разговаривать конкретно, коротко и сдержанно. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Именно поэтому родители считают девочек более сговорчивыми. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.

Отличаются и способы накопления словарного запаса. Девочки склонны "расширять" словарный запас, а мальчики "углублять". К примеру: девочки будут пытаться охватить тему целиком, а мальчики - подробно и точно описать конкретное действие, при этом такие "углублённые" описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.                                                                                                                            В беседу девочки и мальчики вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. Девочки, нередко, просто чтобы установить контакт или поддержать беседу.

Знание гендерных особенностей развития речи позволяет взрослым правильно распределить нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Подъязычная уздечка.

Эффективная артикуляционная гимнастика

  для растягивания подъязычной уздечки.

 

       Подъязычная уздечка (связка) представляет собой жгутик, который соединяет нижнюю часть языка с дном полости рта.

Если подъязычная связка укорочена, то ребёнок, вероятнее всего, будет произносить звуки искажённо. Искажаются, как правило, звуки, которые требуют поднятия языка вверх – это шипящие звуки [щ, ж, ч, щ] и звук [р]. 

Как определить состояние подъязычной уздечки:

попросить ребёнка открыть рот таким образом, как будто он произносит звук [э], предложите дотянуться  кончиком языка до верхних зубов и бугорков, которые находятся за ними, так называемых альвеол. При укороченной уздечке язык ребёнка не может достать до этого места. При подъёме языка вверх будет заметно, как подъязычная связка мешает поднимать язык, сильно натягивается, становится тонкой.

Если вы заметили вышеописанную картину у своего ребёнка, не отчаивайтесь. Короткую подъязычную уздечку можно растянуть при помощи специальных артикуляционных упражнений.


Самые эффективные упражнения для растягивания подъязычной уздечки.

«Лошадка». Положение органов артикуляции следующее: губы в улыбке; рот приоткрыт. Просим ребёнка пощёлкать язычком, подражая цоканью лошади. Постепенно, в процессе тренировки рот открывать как можно шире. Нижняя челюсть в это время должна оставаться неподвижной. Её можно фиксировать рукой под подбородком. Сделать 10 раз.

«Грибок». Положение органов артикуляции следующее: губы улыбаются; рот приоткрыт. Просим ребенка приклеить язык к нёбу за верхними передними зубами. Удерживая язык приклеенным к нёбу, надо открывать рот до тех пор, пока язык со щелчком не оторвётся. Сделать 10 раз.

"Гармошка" Положение губ и языка такое же, как и для выполнения упражнения "Грибок". Важно, чтобы ребёнок, не отрывал язык от нёба, при этом закрывал и открывал рот. Сравниваем гармошку с подъязычной уздечкой. И то, и другое растягивается. Сделать 10 раз.

"Парус".  Положение органов артикуляции следующее: губы улыбаются; рот приоткрыт. Просим ребенка поднять широкий язык вверх за верхние зубы и удерживать в таком положении на счет до 10. Так сделать 10 раз.

"Маляр". Положение органов артикуляции как в упражнении "Парус". Просим ребенка погладить широким язычком верхнее небо от зубов назад, как бы погладить верхнее небо. Так сделать 10 раз.

Каждое упражнение необходимо выполнять по 5-10 раз, постепенно увеличивая нагрузку. 

Помните, чтобы добиться желаемого результата, необходимо ежедневно выполнять этот простой комплекс по 10-15 минут.

Когда ваш ребёнок начнёт выполнять эти упражнения без усилий при оптимальном открытии рта (как при звуке Э), можно будет говорить о том, что уздечка растянулась до нормальных размеров.

Если у вас возникают вопросы подрезать или растягивать подъязычную уздечку, обратитесь за консультацией к специалисту. Это может быть логопед, ортодонт или стоматолог.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по развитию грамматического строя речи у дошкольников.

Уважаемые родители!

У детей старшего дошкольного возраста могут возникать проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети затрудняются в подборе слов для построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря–это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильно речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал.

Формируем грамматический строй речи у детей 5 — 6 лет.

 При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»

 Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.

У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.

У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.

У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.

У меня есть лента. - А у меня нет ленты.

У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.

У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.

У меня есть полено. - А у меня нет полена.

 меня есть ложка. - А у меня нет ложки.

У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.

У меня есть книга. - А у меня нет книги.

Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы.

Игра: «Придумай – какой предмет»

(Подбери прилагательные к существительному)

Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными. Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.

ДОМ – красный кирпичный.

ШАРФ – белый шерстяной.

СТОЛ – коричневый деревянный.

КУВШИН – желтый глиняный.

МЯЧ – разноцветный резиновый.

СТАКАН – белый стеклянный.

МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.

ВЕДРО – зеленое пластмассовое.

 БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.

ПАЛЬТО – синее драповое

БЛУЗКА – красная шелковая.

ЧАШКА – синяя фарфоровая.

ПОЛКА – коричневая деревянная.

МАШИНА – черная металлическая.

ШУБА – белая меховая.

ВАЗА – голубая стеклянная.

КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.

НОСКИ – оранжевые шерстяные.

САПОГИ – черные кожаные. Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.

  Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие связной речи детей в семье»

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития

связной речи в домашних условиях.

Игры на активизацию словаря:

1. Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

2.  Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,                                                                                  

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

3.  Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

4. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игры на речевые обобщения:

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

зима, апрель, весна, осень, лето;

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

2.   Игра «Найди дерево»

 (выделение признаков деревьев: общая форма,  расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

1.  Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

2. «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

1. Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

2.  Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

3.  Игра « Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь,  и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

4.  «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

5.   «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

Игры на развитие связной речи:

1. Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

День похож на…

2.  Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

3.  Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

4.  Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Общеобразовательная средняя школа

«Город Солнца»

Годовой план работы логопеда  с родителями

в 2023-2024 учебном году

     

Октябрь

 

Общее родительское собрание. Цели и задачи на учебный год. Основные направления коррекционной работы. Организаторские вопросы.

Октябрь - апрель

(индивидуально)

Рекомендации для родителей по правильному выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Основные правила выполнения артикуляционной. гимнастики.

 Рекомендации для родителей на развитие мелкой моторики «Игры с прищепками»

Рекомендации для родителей: «Комплекс артикуляционных упражнений, для совместного выполнения родителей и детей в домашних условиях. Гимнастика для щёк, для губ, для языка»

Ноябрь

Консультация для родителей на тему: «Связная речь»

Февраль

(родительское собрание)

Консультация и практический мастер-класс по выполнению упражнений основного комплекса артикуляционной гимнастики, чтобы не допускать ошибок при выполнении зарядки с ребёнком дома.

Апрель

«День открытых дверей»

Открытое занятие по развитию речи :» Поиграем в школу»

Май

(Индивидуально)

Консультации для  родителей по итогом годовой программы.



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений,

для совместного выполнения родителей и детей в домашних условиях.

«Артикуляционной гимнастика для щёк, для губ, для языка»

 

Для щёк:

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание правой и левой щек попеременно

(перегонка воздуха из одной щеки в другую).

  1. Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую.
  2. Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
  3. Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
  4. Помассировать языком щеки изнутри по кругу.

 

Для губ:

  1. «Улыбка»– улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
  2. «Заборчик»– улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
  3. «Хоботок»– сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
  4. «Трубочка»– сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
  5. «Бублик»– округлить губы, как при «о»и слегка выдвинуть вперёд.
  6. Чередовать упражнения  «улыбка-трубочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы с родителями

План работы с родителями, детей посещающих логопункт...

Годовой план работы с родителями в подготовительной группе

Предлягаю вашему вниманию годовой план работы с родителями, который я использую в своей деятельности....

Годовой план работы с родителями в ДОУ

В годовом плане отражены основные направления работы ДОУ с родителями, ответсвенные, сроки проведения мероприятий. Этот материал поможет составить планирование  на год в ДОУ....

Годовой план работы с родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Калинка»    Годовой план работы с родителямив старшей группе...

Годовой план работы с родителями в группе детей раннего возраста «Ромашки»

Годовой план работы с родителями в группе детей раннего возраста «Ромашки»...

Годовой план работы с родителями в средней группе

какую работу и какие мероприятия можно провести с родителями в течении учебного года...