Консультация для родителей на тему: «Характеристика детей с ОНР»
консультация
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад «Василек»
Консультация для родителей на тему: «Характеристика детей с ОНР»
Подготовила:
учитель-логопед
Стержанова В.С
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).
Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано
Р.Е. Левиной в 1950-1960-х годах.
Для детей с ОНР характерно:
- позднее начало речи (в 3-4 года);
- резкое ограничение словаря;
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
- дефекты звукопроизношения (все виды);
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
- затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Диагностический признак ОНР — диссоциация между речевым и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Выделяют четыре уровня ОНР:
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины общего недоразвития речи
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Коррекция речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа должна проводиться комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед должен ежедневно проводить групповые и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Два раза в неделю с каждым ребенком должны проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. В вечернее время воспитатели должны проводить коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков. При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог. Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
Список литературы:
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Характеристика речи детей 6-7 лет»
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной....

Консультация для родителей на тему: "Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет"
Консультация для родителей...
консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"
От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...
Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».
Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила о безопас...

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)"
Для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) характерны как специфические особенности, так и общие закономерности развития: незавершенность в становлении каждого возрастного псих...

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с задержкой психического развития"
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедле...


