Консультация для родителей на тему: «Характеристика детей с ОНР»
консультация

Стержанова Виктория Сергеевна

                       Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx110.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Василек»

Консультация для родителей на тему: «Характеристика детей с ОНР»

https://lh4.googleusercontent.com/proxy/f1WJdIOQwtuM0Cdxh7zG4yA8BkBqz18j4tPPVr77XOXAwfmrVWwxIl7Wmh0G-0kyXT6mc9fSvW46aMKcPCOVM-vpotaTrp876OUqLFV2hplOqtm3wx1-via1QgqmLYnBwnYS=w1200-h630-p-k-no-nu

Подготовила:

учитель-логопед

Стержанова В.С

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано
Р.Е. Левиной в 1950-1960-х годах.

Для детей с ОНР характерно:

  • позднее начало речи (в 3-4 года);
  • резкое ограничение словаря;
  • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
  • дефекты звукопроизношения (все виды);
  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
  • затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

Диагностический признак ОНР — диссоциация между речевым и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Выделяют четыре уровня ОНР:

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа должна  проводиться комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед должен  ежедневно проводить групповые и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Два раза в неделю с каждым ребенком должны проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. В вечернее время воспитатели должны проводить коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков. При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог.  Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

Список литературы:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Характеристика речи детей 6-7 лет»

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной....

консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"

От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)"

Для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) характерны как специфические особенности, так и общие закономерности развития: незавершенность в становлении каждого возрастного псих...

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с задержкой психического развития"

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедле...