Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
консультация
Консультация для родителей " Игра - ведущая деятельность дошкольников".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА - КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СУЩНОСТЬ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).
Роль игры в развитии психики ребенка:
- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
- Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей. В процессе развития игры с правилами в дошкольном возрасте можно выделить три условных этапа. Первый, начальный этап, осваиваемый ребенком в младшем дошкольном возрасте, заключается в реализации поочередного взаимодействия со сверстником, например, катанию машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребенок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила. Второй этап заключается в освоении детьми специфической характеристики игры с правилами – установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчетливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход к следующему циклу и т.д. Третий этап заключается в создании условий для придумывания детьми правил самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т.д.).
- Дети способны к длительному (5-10 минут) взаимодействию, заключающемуся в последовательно-очередных действиях, ритмически повторяющихся, например, катанию мяча или машинки друг другу, со строгим соблюдением очередности, и взаимным контролем за их соблюдением.
- Играя в настольные игры, например, в лото, домино, «гусёк», целью игры является не исчерпание предметного материала игры, а выигрыш одного из участников. Отсутствуют реплики типа «Мы выиграли!», «Мы с Наташей выиграли!» и т.д. Присутствуют реплики типа «Я выиграл!», «Давайте еще поиграем, я ни разу не выиграл!». В игре присутствуют многосклонность, закончив один игровой цикл, дети переходят к следующему, в случае наличия в игре ведущего, например, в лото, он меняется на каждом коне, в соответствии с принятым правилом. Ведущий игры в лото не «подбирает» для себя подходящие карточки, а если он пытается это сделать, то подвергается резкой критике со стороны играющих, у детей присутствует моральное качество справедливости. Отношения носят состязательный характер, у играющих могут быть конфликты, заключающиеся в требованиях к другим игрокам о соблюдении правил. У детей имеются представления о жеребьевке различными способами, и они соглашаются с выпавшем жребием, даже если он не благоприятен для них. Игра циклична и носит продолжительный характер.
- Играя, дети сами придумывают правила для игры. Играя, они пытаются изменить содержание введением дополнительных правил, договариваются о их содержании, и следят за их выполнением. Звучат высказывания типа: «А давайте, тот, кто на красном кружке, будет на три хода возвращаться», «Петя, мы же договорились, на три хода возвращаться» и т.д. Наблюдая за детьми, воспитатель вначале определяет, к какому уровню развития игры с правилами относятся воспитанники его группы, а затем приступает к работе по формированию у детей способов, позволяющих им соответствовать третьему уровню. Появление и становление у детей таких основных интегративных качеств, как активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) во многом определяется тем, на каком из уровней развития у детей игры с правилами.
Принципы организации игр с правилами:
- Открытость и доступность. Свободное участие желающих. Любая игра должна быть проста и понятна.
- Коллективность. Отражает совместный характер игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща.
- Целеустремленность. Отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с целями команды.
- Состязательность и соревнование. Без соревнования нет игры. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, индивидуальные и душевные силы.
В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат, но это не просто результат действий каждого играющего. Важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма активности не существует. Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности:
наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия; игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВДля успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию, целесообразно готовить и проводить спорт...

Стендовый доклад: «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 4 – 5 лет.»
стендовый докладт средняя группа...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В соответствие с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...

Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....
