консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)
Офтальмо-гигиенические рекомендации к режиму дня и организации условий
для образовательной деятельности детей с нарушением зрения от тифлопедагога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 219.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Офтальмо-гигиенические рекомендации к режиму дня и организации условий
для образовательной деятельности детей с нарушением зрения.
Основные зрительные диагнозы:
Миопия (близорукость) - Матвей Ш., Глеб К., Денис П.
• нарушение оптической системы глаза, при котором лучи света собираются в фокус перед сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.
• человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него – плохо.
Гиперметропия (дальнозоркость) – все остальные дети
• нарушение оптической системы глаза, когда лучи света собираются в фокус за сетчаткой.
• человек хорошо видит предметы, расположенные далеко, а расположенные вблизи – плохо.
Астигматизм – Артемий Б.
• нарушение оптической системы глаза, когда изображение формируется в глазу в двух разных точках, возникает два фокуса.
• человек плохо видит и вблизи, и вдаль; появляется размытость, искажение или двоение изображения, пространство может восприниматься в виде сферы.
Амблиопия – Геля А., Полина Л., Катя Л., Алеша Н., Вероника А.
ухудшение зрения без видимой анатомической основы.
Один глаз, чаще всего, видит хорошо, а другой бездействует («ленивый глаз»).
Один из методов лечения – окклюзия. Чаще всего, это выключение из акта видения хорошо видящего глаза (заклеивание стекла очков, чтобы «ленивый глаз» начал работать.
Косоглазие – отклонение зрительной оси одного или двух глаз от общей точки фиксации.
- сходящимся (внутренним) - все остальные дети
- расходящимся (наружным) – Влад К., Полина Л., Катя Л.
Артифакия – Полина Л.
- это имеющийся в зрительном органе новый искусственный хрусталик. А глаз, в котором находится имплант (линза), называют артифакичным.
Экзофория – Алеша Н.
симптом экзофории представляет собой отклонение зрительной оси одного глаза наружу.
Нистагм – Алеша Н.
это патология, характеризующаяся непроизвольными колебательными движениями глаз. Клиническая симптоматика включает быстрые колебания глазных яблок в вертикальном, горизонтальном, реже – косом или круговом направлении. Нарушается аккомодационная способность, что проявляется зрительной дисфункцией. Ребенку необходимо затрачивать значительно больше внимания и энергии в процессе фиксации зрительного стимула с целью возникновения адекватного образа – темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное. Жесткое соблюдение регламента зрительной работы.
Анизометропия – Мирра А.
заболевание глаз, выражающееся в значительном отличии рефракции левого и правого глаз друг от друга.
За основу организации режима дня берется типовой режим по каждой возрастной группе. Но в связи с решением специфических задач дошкольными учреждениями данного вида в типовой режим вносятся соответствующие коррективы: предусматривается время для лечебных процедур в плеопто-ортоптическом кабинете; коррекционно-развивающих занятий специалистов (тифлопедагога, логопеда), лечебной физкультуры; проведения воспитателями коррекционно-педагогических упражнений и игр по развитию нарушенных зрительных функций.
Рассмотрим требования по соблюдению офтальмо - гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии.
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время организованной образовательной деятельности, поэтому важно соблюдать ее длительность и рациональное построение. Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза (нарушение естественных механизмов фокусировки зрачка на окружающих объектах, расположенных на различном расстоянии). Достигнуть этого можно своевременной сменой различных видов деятельности.
В основе организации образовательного процесса лежит учет динамики работоспособности детей с нарушением зрения и изменение физиологических функций организма на протяжении занятий. Самая высокая работоспособность у слабовидящих детей наблюдается во вторник. В понедельник уровень работоспособности относительно невысокий. Начиная с четверга, опять отмечается ее снижение. У всех детей отмечается относительно низкая работоспособность на первом занятии. Подобную динамику работоспособности следует учитывать при составлении расписания занятий.
Для сохранения работоспособности важным моментом является рациональное чередование разных по характеру занятий. После занятий, связанных с большим напряжением зрения целесообразно провести занятие, во время которого основная нагрузка падает на другие анализаторы. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное, музыкально-ритмическое).
Противопоказаны чрезмерные физические усилия: резкие движения, прыжки, подъем тяжестей, резкие и длительные наклоны туловища и головы, сотрясения тела.
Большое значение имеет организация занятий. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на занятиях необходимы сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения, смена видов деятельности. Во время проведения занятий обязательно учитывается продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая составляет у слабовидящих детей – 5-10 минут, у детей с косоглазием – 7-15 минут. Предупредить развитие утомления зрительного анализатора и всего организма ребенка позволяет своевременное проведение активного отдыха (гимнастики для глаз и физкультминуток: одной – для детей с косоглазием и двух – для слабовидящих). Необходимость дифференцированного нормирования зрительной нагрузки объясняется тем, что у детей с выраженными изменениями глазного дна, атрофией зрительного нерва, сопутствующими заболеваниями ЦНС благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия.
В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются упражнения, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.
Большое значение для повышения работоспособности и положительного влияния на состояние зрительного анализатора имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Активный отдых более эффективен, чем пассивный, поэтому главным содержанием перерывов должны быть умеренно подвижные игры, оказывающие положительное влияние на работоспособность детей, на усиление двигательной активности и включение в работу групп мышц, несущих активную статическую нагрузку.
Важное значение в организации работы на занятиях имеет соблюдение офтальмо-гигиенических требований к учебно-наглядным пособиям, которые должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения каждого ребенка.
- по цвету – разнообразные, яркие, контрастные, насыщенные, с четким контуром;
- по размеру – для раздаточного материала не менее 2 см, для демонстрационного материала – 15-20 см (мелкие детали показываются крупно дополнительно), должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.;
- величина раздаточного материала:
Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше - 2 см
0,2-0,3 - 2 - 3 см
0,05-0,1 - 3 - 4 см
0,01-0,04 - 4 - 5 см
- На математике размер предметов до 15 см. Размер используемой натуры 20 - 25 см.
- При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:
- в 2 - 3 ряда, соблюдая окклюзию глаз
- полукругом
- «каре»
- параллельно - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расходящееся косоглазие - в центре, сходящееся косоглазие - по краям + соблюдение остроты зрения).
- по форме – разнообразные, преимущественно объемные;
- контрастный фон для рассматривания объектов, картин (предпочтительнее зеленый, черно-белый, коричневый или оранжевый цвета фона). Поверхность пособий должна быть матовой (чтобы не было бликов от света). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы лучше его рассмотреть во всех деталях. Также необходимо помнить, что красный рядом с желтым видится оранжевым, синий с желтым – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, фиолетовый с красным – бордовым.
Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста – 2-3 объекта, старшего дошкольного – 4-5 объектов.
Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к доске и рассматривать представленный на ней материал. В процессе знакомства с предметом ребенку разрешается дополнительно подходить к объекту для более точного рассматривания.
Ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (окклюзия на правом глазу – слева, на левом глазу – справа); педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям.
Место ребенка на занятии определяется с учетом клинической формы заболевания, степени выраженности зрительного дефекта, вида косоглазия и характера окклюзии.
Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. Дети с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за любым столом, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду за первыми столами (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру. Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ребенку нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения и место ребенка на занятиях в центре; при расходящемся косоглазии - напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения и место ребенка на занятиях в центре.
При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом – к центру.
При окклюзии сажаем ребенка открытым глазом к центру доски. Если у ребенка окклюзия левого глаза, его сажают справа от педагога, правого глаза – слева от педагога.
Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза; можно затенить их место ширмочкой.
При катаракте дети успешнее работают вдали от света.
Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.
Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, при сходящемся – вертикальная) и от формы глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная).
В норме оптимальное расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска. Однако большинство слабовидящих дошкольников могут выполнять зрительные работы только на очень близком расстоянии от глаз. Каких-либо единых рекомендаций в этом отношении дать нельзя, т.к. дети имеют разную зрительную патологию и разные зрительные возможности. Сведения о том, на каком расстоянии от глаз целесообразно выполнять зрительную работу конкретному ребенку должен определять врач-окулист.
Организационно-методические рекомендации обучения воспитанников
с нарушениями зрения в зависимости от вида глазной патологии
В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы
неодинакова.
При миопии:
• Размещать детей с близорукостью ближе к окнам и в первых рядах.
• Не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.
• Удалять рассматриваемые при работе предметы на возможно большее расстояние от глаз (не ближе 30 см от глаз).
РЕБЕНОК БЫСТРО УТОМЛЯЕТСЯ. НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ БЛИЗКО НЕ ПОДНОСИЛ К ГЛАЗАМ ПРЕДМЕТ ИЛИ КАРТИНКУ.
• Предлагать для рассматривания темные изображения на светлом фоне или на цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов).
• Изображения должны быть простыми, с четким контуром, без бликов.
ДЕТЯМ С МИОПИЕЙ, ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ АМБЛИОПИИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РИСОВАТЬ ФЛОМАСТЕРАМИ.
При гиперметропии:
• Детей размещать на задних рядах вдали от прямых солнечных лучей (при условии хорошей освещенности).
• Лучше предлагать фронтальные, чем индивидуальные, пособия с четко очерченными контурами.
• Предлагать упрощенные пособия, без мелких деталей.
• Рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов более мелкого размера.
• ПРИ РИСОВАНИИ РЕБЕНОК С АМБЛИОПИЕЙ, ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.
При астигматизме:
• Не давать для изучения движущиеся объекты.
• Рассматриваемые изображения должны быть простыми, не перегруженными деталями, с четким контуром, без бликов.
• Оказывать помощь ребенку при ориентировке в пространстве.
При амблиопии:
• При рассадке ориентироваться на окклюзию: «открытый» глаз должен быть направлен в центр доски.
• При показе объекта ребенок должен находиться у доски со стороны «открытого» глаза.
• Развивать цветовосприятие сине-фиолетовых цветов спектра.
• Развивать внимание и восприятие мелких деталей, их формы, формы предметов.
• Развивать пространственное видение (1-й, 2-й, 3-й планы, ближе – дальше и т. д.) .
- При выполнении гимнастики для глаз необходимым требованием является наличие оклюдера.
При косоглазии:
При сходящемся:
- рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль (наглядный материал предлагается на подставке, физические упражнения с направлением взора вверх, бросание мяча в цель);
- рассаживать по центру со стороны «открытого» глаза.
При расходящемся:
- рекомендуются упражнения на усиление аккомодации и направление взора вниз и вблизи (наглядный материал лежит на столе, физические упражнения с направлением взора вниз);
- рассаживать по центру во 2-3 ряд.
Таким образом, должна быть создана целостная система специальных образовательных условий, начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивая частно специфическими индивидуально ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Противопоказанные факторы в жизнедеятельности при различных клинических формах слабовидения.
Вид патологии (нозологическая группа) | Противопоказанные факторы |
1. Близорукость высокой степени, осложненная и врожденная | 1. Напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью. 2. Длительная без своевременного отдыха зрительная работа. 3. Резкий, избыточный свет. 4. Резкие и длительные наклоны головы и туловища. 5. Подъем тяжестей. 6. Сотрясения тела. Вибрация. 7. Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. |
2.Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих и вывих хрусталика | 1. Сотрясения тела (постоянное и эпизодическое). Вибрация. 2. Значительная физическая нагрузка. 3. Вынужденная рабочая поза: постоянный наклон головы. |
3. Глаукома | 1.Значительные нервно – психические нагрузки. 2. Постоянный наклон головы. 3.Физические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким положением головы. 4.Наклоны туловища вниз. 5.Пребывание в жарком помещении, на солнце. 6.Длительное пребывание в затемненном помещении. 7.Нарушение диеты. 8.Одномоментный прием большого количества жидкости. 9.Зрительная работа в плохо освещенном помещении. 10. Охлаждение организма. 11. Прием лечебных препаратов с компонентами, вызывающими расширение зрачков или возбуждающих лекарственных средств. 12.Одежда с тугими воротничками и поясом. 13. Низкое положение головы во время сна. 14.Длительное положение головы лицом вниз. |
4. Атрофия зрительного нерва. Заболевание сетчатки. | 1. Значительная физическая нагрузка. 2. Воздействие токсических веществ. 3. Зрительная работа во второй половине дня (при тапето – ретинальной дегенерации). |
мерой остроты зрения служит тот минимальный зрительный угол (в секундах, минутах, градусах), которым в зависимости от задачи исследования удается оценить ещё различимые глазом пространственные величины. По–другому, остротой зрения принято называть минимальное угловое расстояние между деталями изображения, которое глаз может различить.
Классификация зрительных аномалий по определению ВОЗ
Степень сложности зрительной аномалии | Острота зрения висус (v) | Диаметр поля зрения (Ø) | Функциональная характеристика |
1. Cлабовидящий 2. Слабовидящий с сильным нарушением зрения | 0,3>v>0,1 0,1>v>0,05 | C применением оптических средств возможно почти нормально действовать с помощью зрения. Использование зрения возможно только с применением специальных вспомогательных средств, чтение замедлившиеся. | |
3. Слабовидящий с глубоким нарушением зрения 4. Почти слепой 5. Тотально слепой | 0,05>v>0,02 0,05>v>0,02 v=0 нет ощущения света | Ø < 20° Ø < 20° | Как правило, может читать только по средствам увеличительного монитора. Не может ориентироваться с помощью зрения. Трудности в ориентировке. необходимо прибегать к помощи других анализаторов. В основном действует с помощью других анализаторов. Зрение не помогает. Действует с помощью других анализаторов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...


