Консультация. «Проектная деятельность в детском саду.»
консультация (старшая группа)

Назарова Вера Ивановна

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми (детьми и взрослыми) комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация. «Проектная деятельность в детском саду.» ( по  Н.Е.Веракса )

 

   Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

  Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

   Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

   Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • раскрытие творческого потенциала;
  • умение работать в группе;
  • умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми; умение презентовать свою работу

   Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

  • Проектная технология предполагает:

• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельную деятельность воспитанника;

• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

• использование исследовательских методов:

  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования,
  •  выдвижение гипотезы их решения,
  • обсуждение методов исследования,
  • оформление конечных результатов,
  • анализ полученных данных,
  •  подведение итогов, корректировка, выводы.

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию  творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

   Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективного образовательного процесса.

   Вариативность использования проектного метода.

   Переход на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция:

частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);

полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Виды проектной деятельности.

   Выделяют три основных вида проектной деятельности:

творческую ,

исследовательскую,

нормативную. 

    В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:

  • по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
  • по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
  • по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год).

   В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

Этапы работы над  проектом.

    Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап

Выбор темы проекта.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2 этап

Планирование.

 Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);
  • Образ «Семь мы»;
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт).

Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.

3этап

Реализация проекта. 

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4этап

Завершение проекта

 Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом проект можно представить как "Пять П".

Проблема

Проектирование проекта

Поиск информации

Продукт

Презентация

Значение  проектного метода .

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком .
  4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.


Организация проектной деятельности в детском саду

( по  Н.Е.Веракса )


     Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или
иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не
будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
    В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
    Например, ребенок хочет сделать подставку для карандашей или кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребенок удерживает в своем сознании целый ряд вариантов. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается делать и уяснить
последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различный материал. Поэтому при сопоставлении рисунков может учитываться материал будущей поделки. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

  Остановимся подробнее на творческой проектной деятельности.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная  деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то
творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

   На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов,  связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и
взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д.

    На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного
проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей.
  В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

Пример творческого проекта.

  • Проект «Зимние забавы».
    Воспитатель.- Любите ли вы зиму и за что?
    Влад. -Зимой праздник Новый год. Новый год – это мой любимый праздник!
    Макар.- Зимой можно кататься на лыжах.
    Аня.- Еще на ледянках с горки можно кататься.
    Милена.- У меня зимой день рождения!
    Маша. -Снеговиков можно строить.
    Воспитатель. -Зимой можно придумать много интересных забав. Только когда же этим
    заниматься, ведь мы в садике почти целый день?
    Кристина.- А давайте на своем участке что-нибудь интересное сделаем, чтобы веселее было играть.
    Дети с удовольствием согласились.
    Воспитатель.- И чем бы вы хотели заниматься зимой? Как должен выглядеть наш участок зимой?
    Никита. -Я хотел бы играть в снежки, нужно сделать цель для метания.
    Дима.- А я люблю кататься на коньках. Здорово, если бы был каток.
    Вика.- Как-нибудь украсить, чтобы было красиво.
    Аня.- Горку надо сделать, чтобы кататься.
    Макар. -Чтобы на лыжах ходить, предлагаю сделать лыжню.
    Снежанна.- Баррикады сделать из снега, чтобы в «Крепость» играть.
    Захар.- Ледяные фигурки красивые. Хорошо, если бы у нас были такие. Я в городе на празднике
    видела.
    Сережа.- Можно лабиринт сделать – это красиво и интересно!
    Маша.- На санках кататься. Нужно санки приносить.
    Дети зарисовывают свои предложения, а потом рассказывают, как их можно реализовать
    (защищают свои проекты).
    «Горка». .Аня
    «Катание на коньках». Даша.
    «Лыжи». Макар.
    «Ледяные фигуры». Кристина.
    «Лабиринт». Виталя.
    «Игра в снежки». Вика.
    Воспитатель предлагает детям в ходе голосования решить, что бы они хотели видеть на своем
    участке. При этом они должны учитывать следующие условия:
    • размер участка (должно остаться место для подвижных игр);

• безопасность;
• возможности (в том числе материальные);
• время выполнения (выполнение проекта не должно занимать слишком много времени).
Дети сделали свой выбор и объяснили его.
...
Милена. - Я сама хотела каток для катания на коньках, но мало места. Проголосовала за снежную
крепость, там можно и строить всегда, и играть.
Макар.- На лыжах будем кататься – на той стороне есть большая лыжня.
   В результате дети решили построить:
• ледяную горку для детей и горку для кукол;
• снежную крепость;
• снежную фигурку – она же цель для бросания снежков и мячей;
• лабиринт.
С помощью родителей дети оформили участок и с удовольствием играли на нем.


Вывод:

    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Проектная деятельность в детском саду с учетом ФГОС ДО"

Консультационный материал для педагогов ДОУ...

Консультация "Проектная деятельность в детском саду"

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Проектная деятельность в детском саду"

Сегодня метод проектов широко используется в работе многих ДОУ. Педагоги разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями....

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для педагогов и родителей...

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»

Информация о проектной деятельности...

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».А в переводе с греческого – это путь исследовани...

Консультация. «Проектная деятельность в детском саду.» ( по Н.Е.Веракса )

Освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективного образовательного процесса....