Плаксивый ребенок: что делать родителям и как выстроить работу психологу ДОУ (возраст 6-7 лет)
консультация (подготовительная группа)
Если ребенок 6-7 проявляет излишнюю сентиментальность, плаксивость, например, может заплакать от чтения художественных произведений, то работу с ним и семьей можно выстроить следующим образом:
1. Диагностический этап
А) Беседа
Б) Проективные методики диагностики.
Возможные причины плаксивости
- В возрасте 6-7 лет дети активно развивают эмоциональную сферу, и повышенная чувствительность может быть связана с возрастными изменениями. Однако, если это поведение появилось недавно и стало заметным, это может указывать на внутренний дискомфорт, стресс или тревогу.
Ситуация может указывать на ряд эмоциональных и психологических особенностей у ребенка 6-7 лет.
- Эмоциональная чувствительность: Ребенок может быть более восприимчивым к эмоциям окружающих и к событиям.
- Стресс или тревога: возможно, у ребенка есть скрытые страхи или переживания (например, страх разлуки с родителями, конфликты в семье).
- Физиологические причины: усталость, недосып, недостаток витаминов или другие медицинские проблемы.
- Изменения в жизни: переход в новую группу, появление нового воспитателя, конфликты с другими детьми и т.п.
- Переживания, связанные с семейной динамикой (например, напряжённые отношения между родителями, недостаток внимания).
- Чувство неуверенности или страха, связанного с внешними факторами (школа, сверстники, изменения в жизни).
- Недостаток внимания: Ребенок может использовать плач как способ привлечь внимание взрослых.
- Эмоциональная перегрузка (например, если ребёнок чувствует ответственность за эмоциональное состояние других членов семьи).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок 6-7 проявляет излишнюю сентиментальность, плаксивость, например, может заплакать от чтения художественных произведений, то работу с ним и семьей можно выстроить следующим образом:
Повышенная плаксивость и обидчивость ребенка — один из наиболее частых вопросов, с которым родители обращаются к психологу.
По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с кризисом семи лет. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т. д.
Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т. п.
Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых. Так что плаксивость и капризность в этом возрасте вполне закономерны, но ситуацию нужно обязательно держать под контролем!
1. Диагностический этап
А) Беседа
Б) Проективные методики диагностики.
Возможные причины плаксивости
- В возрасте 6-7 лет дети активно развивают эмоциональную сферу, и повышенная чувствительность может быть связана с возрастными изменениями. Однако, если это поведение появилось недавно и стало заметным, это может указывать на внутренний дискомфорт, стресс или тревогу.
Ситуация может указывать на ряд эмоциональных и психологических особенностей у мальчика 6-7 лет.
- Эмоциональная чувствительность: Ребенок может быть более восприимчивым к эмоциям окружающих и к событиям.
- Стресс или тревога: возможно, у ребенка есть скрытые страхи или переживания (например, страх разлуки с родителями, конфликты в семье).
- Физиологические причины: усталость, недосып, недостаток витаминов или другие медицинские проблемы.
- Изменения в жизни: переход в новую группу, появление нового воспитателя, конфликты с другими детьми и т.п.
- Переживания, связанные с семейной динамикой (например, напряжённые отношения между родителями, недостаток внимания).
- Чувство неуверенности или страха, связанного с внешними факторами (школа, сверстники, изменения в жизни).
- Недостаток внимания: Ребенок может использовать плач как способ привлечь внимание взрослых.
- Эмоциональная перегрузка (например, если ребёнок чувствует ответственность за эмоциональное состояние других членов семьи).
Этапы диагностики:
- Наблюдение: наблюдение за ребенком в группе, обратить внимание на его поведение, взаимодействие с другими детьми и воспитателями.
- Беседа с ребенком в доверительной обстановке.
- "Что тебя расстраивает?"
- "Когда ты чувствуешь себя грустным?"
- "Что помогает тебе успокоиться?"
Использование проективных методик (рисунки, игры), чтобы понять эмоциональное состояние ребенка.
- Опрос воспитателей и родителей: Уточните, как давно появилась плаксивость, были ли изменения в жизни ребенка (переезд, развод родителей, рождение брата/сестры, смена группы и т.д.).
- Диагностические методики:
- Методика «Рисунок семьи» (выявление эмоционального климата в семье).
- Методика «Лесенка» (самооценка ребенка)
Пример:
Запрос воспитателя: в последнее время ребенок подготовительной группы (второе полугодие) проявляет излишнюю сентиментальность, плаксивость, например, может заплакать от чтения художественных произведений.
Результат диагностики:
В тесте рисунок семьи рисует членов семьи уменьшенными и по нижнему краю листа. Фигуры рисует упрощенно: человечки из палочек, без лиц и прочих дополнений. Ребёнок сообщает, что самые счастливые на рисунке - это мама и сестра, потому что мальчик и папа для них все делают. И что самый несчастный в рисунке - это папа, потому что у него мало свободно времени и много дел. Дорисовывает детали (лица, волосы) в ходе беседы после вопроса: «хотел бы ты как-то изменить рисунок, сделав их более счастливыми?». Рисует всем членам семьи улыбки, большие глаза без зрачков и волосы.
- Уменьшенные фигуры и расположение по нижнему краю листа:
Это может свидетельствовать о чувстве неуверенности, низкой самооценке или ощущении собственной "малости" в семье. Ребёнок может чувствовать себя незначимым или незащищённым.
- Упрощённые фигуры (человечки из палочек, без лиц):
Упрощённые рисунки могут указывать на недостаток эмоциональной вовлечённости или трудности в выражении чувств. Отсутствие лиц может говорить о том, что ребёнок не чувствует эмоциональной близости с членами семьи или затрудняется понять их эмоции.
- Самые счастливые - мама и сестра:
Ребёнок может воспринимать маму и сестру как более благополучных членов семьи, возможно, потому что они получают больше внимания или заботы. Это также может указывать на то, что мальчик чувствует себя в роли "помощника" или "защитника" для них.
- Самый несчастный - папа:
Ребёнок может проецировать на папу свои собственные чувства усталости или перегруженности. Также это может отражать реальную ситуацию в семье, где папа занят работой и мало времени уделяет семье или себе.
3. Дорисовывание деталей (лица, улыбки, волосы):
- После вопроса о том, как сделать членов семьи более счастливыми, ребёнок добавляет улыбки и большие глаза. Это может указывать на его желание видеть семью более гармоничной и счастливой. Однако, отсутствие зрачков в глазах может говорить о некоторой отстранённости или трудностях в понимании эмоций других людей.
- Добавление деталей в ходе беседы может свидетельствовать о том, что ребёнок готов к изменениям и хочет улучшить ситуацию, но ему нужна поддержка и помощь со стороны взрослых.
4. Возможные интерпретации
- Ребёнок может чувствовать себя эмоционально перегруженным, особенно если он воспринимает себя как того, кто "всё делает" для мамы и сестры. Это может быть связано с гиперответственностью, которая не соответствует его возрасту.
- Возможно, он чувствует недостаток внимания со стороны папы или переживает из-за его занятости.
- Рисунок и комментарии могут указывать на то, что ребёнок стремится к гармонии в семье, но чувствует себя неспособным её достичь самостоятельно.
5.Рекомендации
- Эмоциональная поддержка. Важно уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка. Поговорите с ним о его чувствах, страхах и переживаниях. Дайте ему понять, что его эмоции важны.
- Снижение нагрузки: Если ребёнок чувствует себя ответственным за благополучие других членов семьи, важно объяснить ему, что это задача взрослых, а не его.
- Укрепление связи с папой: Постарайтесь организовать больше времени для общения ребёнка с папой, чтобы он чувствовал его поддержку и участие.
- Арт-терапия или консультация психолога: Если ситуация не улучшается, стоит обратиться к детскому психологу. Рисунок семьи и поведение ребёнка могут быть сигналами для более глубокой работы с его эмоциональным состоянием.
- Эмоциональная поддержка: Объясните родителям, что важно проявлять терпение и понимание. Ребенку нужно чувствовать, что его эмоции принимают.
- Ритуалы и режим дня: Убедитесь, что у ребенка есть четкий режим дня, достаточно времени для сна и отдыха.
- Развитие эмоционального интеллекта: Помогите ребенку научиться выражать свои эмоции словами. Например, можно использовать фразы: "Я чувствую грусть, потому что..."
- Игры и сказки: используйте терапевтические сказки, которые помогают справляться с эмоциями. Например, сказки про грусть, страх, обиду.
- Снижение давления: если ребенок чувствует давление (например, из-за высоких ожиданий родителей), важно снизить нагрузку и дать ему больше свободы.
Ребенок нуждается в поддержке. Важно создать для него безопасную и эмоционально стабильную среду, где он сможет выражать свои чувства без страха быть непонятым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок: что делать родителям?
Консультативная статья посвящена проблеме гиперактивных детей, в ней даны рекомендации родителям гиперактивных детей....

ФОРМА ДОГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗРЕШЕНИИ НА РАБОТУ ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗРЕШЕНИИ НА РАБОТУ ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ В соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, психологическая служба ОУ №______ города___...
Консультации для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?»
Консультации для родителей "Кризис 6- 7 лет"...

Консультация для родителей: «Кризис 3 лет у ребенка: что делать родителям?»
Во время кризиса у ребенка начинают проявляться особенности характера и параллельно формируется воля, что выражается в любимой фразе детей этого возраста: «Я сам!»....

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?»
Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психолог...

Консультация для родителей "Агрессивное поведение у ребенка: что делать родителям"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Кризис 5 лет у ребенка: что делать родителям?»
Возраст 5 лет психологи называют кризисным. Спокойный и послушный малыш неожиданно становится капризным и истеричным, начинает бунтовать, отказывается подчиняться взрослым. В этот период и сам ребенок...
