Игры по развитию речи во второй младшей группе
картотека (младшая группа)
1. Звукопроизношение
Игра «Повтори по порядку»
Цель: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой ребенок их услышал.
Оборудование: нет.
Описание игровых действий: Воспитатель называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, сейчас мы поиграем. Я буду вам называть гласные звуки, например, [у-и-а] или [а-о-у], а вы должны будете запомнить их и повторить в том же порядке, как произносила их я.
Игра «Оркестр»
Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата.
Оборудование: каждому ребенку по большему и маленькому кружку.
Описание игровых действий: Каждому ребенку дают по маленькому и большому кругу; на доске такие же кружки. Когда воспитатель показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку «Там-там-татам». Дети повторяют звукосочетания 2– 3 раза. Воспитатель показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку «Тям-тям-тятям». Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах. Каждому из вас я даю по маленькому и большому кругу. У меня на доске такие же кружки. Когда мы ударим по большому барабану, то услышим звук: «Там-там-татам»; по маленькому – «Тям-тям-тятям». Я буду показывать на кружки, а вы поднимайте свой такой же кружок и пойте вместе со мной.
Игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки с животными и игрушками, синие и красные кружки для детей.
Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинку, где нарисовано животное, дети должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если воспитатель показывает картинку игрушку, дети поднимают красный кружок и называют игрушку.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Ребята, у меня есть разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.
2. Словарь
Игра «Угадай по описанию».
Цель: развитие наблюдательности, овладение умением ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Оборудование: предметные картинки: снеговики, бабочки, медвежата, матрешки. Каждый предмет имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинки, например, снеговиков и предлагает детям поучиться находить сходство и различия, давая описание одного из снеговиков.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Перед вами, ребята, шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если внимательно их рассмотреть, то можно заметить различия. Посмотрите на лица снеговиков. Они одинаковые?
- Да!
- А головные уборы одинаковые?
- Нет, разные. Ведро, кастрюля, цвет разный.
- А в руках у них что?
- Метла, лопата, веточка
- Молодцы! Будьте внимательны!! Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них. Итак, угадайте, о каком снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос, на голове синее ведро, а в руке метла с красной палкой.
Игра «У кого какой предмет?»
Цель: Расширять словарь за счет существительных, прилагательных. Следить за использованием слов, упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию.
Оборудование: Парные картинки с изображением предметов (2 чашки, 2 рыбки, 2 пуговицы), отличающихся друг от друга несколькими деталями и признаками.
Описание игровых действий: Воспитатель кладет перед детьми 2 пары картинок. И по очереди с ребенком рассказывает про предмет на картинке.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рыбки, пуговицы. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас мы с вами будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я назову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы предмет, то и вы должны назвать форму предмета.
Игра «Назови три предмета»
Цель: Развитие словарного запаса, воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.
Оборудование: мяч
Описание игровых действий: Воспитатель называет обобщающие слова: фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д., затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, затем брошу мяч тому, кто будет называть три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?
- Сапоги, ботинки, кроссовки.
- Молодцы! Если кто-то из вас не сможет назвать три предмета, то ударяет мячик об пол.
3. Грамматический строй речи
Игра «Какого это цвета?»
Цель: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением предметов и кружочки разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Описание игровых действий: Воспитатель распределяет картинки и кружочки между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а ребенок находит кружок подходящего цвета и вместе с педагогом проговаривает словосочетания.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Я шла в детский сад и встретила зайку. Посмотри, что он нам передал. Что это? Правильно, это карточки. Посмотри, что на них изображено? Правильно, разные фрукты и овощи. Сейчас, я буду показывать тебе овощ или фрукт, а ты должен будешь поднять карточку того цвета, какого фрукт или овощ и вместе со мной назвать цвет и фрукт или овощ, например: красная малина, зеленый арбуз, оранжевая морковка и т. д
Игра «Я даю тебе…»
Цель: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.
Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов).
Описание игровых действий: Дети обмениваются выбранными картинками и произносят вслух то, что изображено на картинке. Таким образом можно использовать карточки с изображением различных предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, у каждого из вас есть карточки, на которых изображены ведерки разных цветов. Вам надо обменяться этими картинками друг с другом, но обязательно озвучить то, что изображено на картинке, например: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое».
4. Связная речь
Игра «Подскажи словечко»
Цель: содействовать формированию развития речи.
Оборудование: нет
Описание игровых действий: Воспитатель читает хорошо знакомую сказку, например «Колобок», поет песенку Колобка и останавливается, чтобы дети продолжили сами слова данного героя.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, сейчас мы с вами почитаем и вспомним сказку «Колобок», но в моей книжке не хватает страницы, кто-то ее вырвал. Я предлагаю вам помочь мне, вспомнить и продолжить сказку самим.
Игра «Лишний предмет»
Цель: учить группировать и квалифицировать предметы, умение вести диалог, умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Оборудование: Карточки с 4 предметами.
Описание игровых действий: Дети рассматривают картинки, называют что изображено на них, затем рассуждая, находят лишний предмет.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Ребята, перед вам картинки с разными рисунками. На картинках изображены предметы, но один предмет – лишний. Вам надо внимательно рассмотреть картинки, найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Например, на этих картинках изображены сова, ворона и воробей – это птицы. На четвертой картинке нарисована бабочка. Она не относится к птицам, бабочка – это насекомое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по развитию речи во второй младшей группе
1. Звукопроизношение
Игра «Повтори по порядку»
Цель: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой ребенок их услышал.
Оборудование: нет.
Описание игровых действий: Воспитатель называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, сейчас мы поиграем. Я буду вам называть гласные звуки, например, [у-и-а] или [а-о-у], а вы должны будете запомнить их и повторить в том же порядке, как произносила их я.
Игра «Оркестр»
Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата.
Оборудование: каждому ребенку по большему и маленькому кружку.
Описание игровых действий: Каждому ребенку дают по маленькому и большому кругу; на доске такие же кружки. Когда воспитатель показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку «Там-там-татам». Дети повторяют звукосочетания 2– 3 раза. Воспитатель показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют друг песенку «Тям-тям-тятям». Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах. Каждому из вас я даю по маленькому и большому кругу. У меня на доске такие же кружки. Когда мы ударим по большому барабану, то услышим звук: «Там-там-татам»; по маленькому – «Тям-тям-тятям». Я буду показывать на кружки, а вы поднимайте свой такой же кружок и пойте вместе со мной.
Игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки с животными и игрушками, синие и красные кружки для детей.
Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинку, где нарисовано животное, дети должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если воспитатель показывает картинку игрушку, дети поднимают красный кружок и называют игрушку.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Ребята, у меня есть разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.
2. Словарь
Игра «Угадай по описанию».
Цель: развитие наблюдательности, овладение умением ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Оборудование: предметные картинки: снеговики, бабочки, медвежата, матрешки. Каждый предмет имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Описание игровых действий: Воспитатель показывает картинки, например, снеговиков и предлагает детям поучиться находить сходство и различия, давая описание одного из снеговиков.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Перед вами, ребята, шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если внимательно их рассмотреть, то можно заметить различия. Посмотрите на лица снеговиков. Они одинаковые?
- Да!
- А головные уборы одинаковые?
- Нет, разные. Ведро, кастрюля, цвет разный.
- А в руках у них что?
- Метла, лопата, веточка
- Молодцы! Будьте внимательны!! Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них. Итак, угадайте, о каком снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос, на голове синее ведро, а в руке метла с красной палкой.
Игра «У кого какой предмет?»
Цель: Расширять словарь за счет существительных, прилагательных. Следить за использованием слов, упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию.
Оборудование: Парные картинки с изображением предметов (2 чашки, 2 рыбки, 2 пуговицы), отличающихся друг от друга несколькими деталями и признаками.
Описание игровых действий: Воспитатель кладет перед детьми 2 пары картинок. И по очереди с ребенком рассказывает про предмет на картинке.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рыбки, пуговицы. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас мы с вами будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я назову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы предмет, то и вы должны назвать форму предмета.
Игра «Назови три предмета»
Цель: Развитие словарного запаса, воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.
Оборудование: мяч
Описание игровых действий: Воспитатель называет обобщающие слова: фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д., затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, затем брошу мяч тому, кто будет называть три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?
- Сапоги, ботинки, кроссовки.
- Молодцы! Если кто-то из вас не сможет назвать три предмета, то ударяет мячик об пол.
3. Грамматический строй речи
Игра «Какого это цвета?»
Цель: овладение умением различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением предметов и кружочки разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.
Описание игровых действий: Воспитатель распределяет картинки и кружочки между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а ребенок находит кружок подходящего цвета и вместе с педагогом проговаривает словосочетания.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Я шла в детский сад и встретила зайку. Посмотри, что он нам передал. Что это? Правильно, это карточки. Посмотри, что на них изображено? Правильно, разные фрукты и овощи. Сейчас, я буду показывать тебе овощ или фрукт, а ты должен будешь поднять карточку того цвета, какого фрукт или овощ и вместе со мной назвать цвет и фрукт или овощ, например: красная малина, зеленый арбуз, оранжевая морковка и т. д
Игра «Я даю тебе…»
Цель: тренировать детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.
Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов).
Описание игровых действий: Дети обмениваются выбранными картинками и произносят вслух то, что изображено на картинке. Таким образом можно использовать карточки с изображением различных предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, фрукты/овощи/осень и т. п.).
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, у каждого из вас есть карточки, на которых изображены ведерки разных цветов. Вам надо обменяться этими картинками друг с другом, но обязательно озвучить то, что изображено на картинке, например: «Дима, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Женя, а я даю тебе жёлтое».
4. Связная речь
Игра «Подскажи словечко»
Цель: содействовать формированию развития речи.
Оборудование: нет
Описание игровых действий: Воспитатель читает хорошо знакомую сказку, например «Колобок», поет песенку Колобка и останавливается, чтобы дети продолжили сами слова данного героя.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
- Ребята, сейчас мы с вами почитаем и вспомним сказку «Колобок», но в моей книжке не хватает страницы, кто-то ее вырвал. Я предлагаю вам помочь мне, вспомнить и продолжить сказку самим.
Игра «Лишний предмет»
Цель: учить группировать и квалифицировать предметы, умение вести диалог, умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Оборудование: Карточки с 4 предметами.
Описание игровых действий: Дети рассматривают картинки, называют что изображено на них, затем рассуждая, находят лишний предмет.
Инструкция в виде прямой речи, которую педагог дает детям, знакомя с игрой:
-Ребята, перед вам картинки с разными рисунками. На картинках изображены предметы, но один предмет – лишний. Вам надо внимательно рассмотреть картинки, найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Например, на этих картинках изображены сова, ворона и воробей – это птицы. На четвертой картинке нарисована бабочка. Она не относится к птицам, бабочка – это насекомое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе...

Картотека "Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе"
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе. Пригодится каждому педагогу, работащему по данному возрасту....

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе. Картотека
Описание: комплекс дидактических игр для развития речи детей четвертого года жизни будет полезен воспитателям второй младшей группы, а также родителям детей данной возрастной категории...

Газета с играми по развитию речи для второй младшей группы ""Волшебная страна
В газете по развитию речи «Волшебная страна» представлен игровой развивающий материал для использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми младшей группы для индиви...
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
Представлены игры по лексичеким темам: "Мебель", "Одежда", "Посуда"....

Дидактическая игра по развитию речи для второй младшей группы
Данное пособие легко сделать своими руками. Заниматься по нему можно с одним ребёнком или с небольшой группой детей, поэтому оно будет полезно как родителям, так и воспитателям, работающими с дет...

Дидактическая игра по развитию речи для второй младшей группы "Приключения кораблика"
Цель: развитие речи, обогащение и активизация словарного запаса детей младшего возраста. Задачи: формировать у детей умение употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под); использов...
