Консультация для родителей "Игры, активизирующие счет"
консультация (старшая группа)

Данная консультация предлагает родителям способы активизировать навыки счета детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Игры, активизирующие счет»


Очень часто родители, говоря о навыках счета старших дошкольников, уверяют, что их дети легко считают до десяти и проблем со счетом не испытывают. Да, ребенок легко протараторит числовой ряд от одного до десяти, но когда нужно отсчитать, пересчитать нужное количество предметов  или назвать числа-соседи, то он встает в тупик и с заданием не справляется. Наша задача как воспитателей – помочь ему считать осознанно.

Для того, чтобы счет у ребенка из механического стал осознанным, существует огромное  количество  различных игр. Чтобы не затеряться в их многообразии, можно выделить следующие  группы игр:

- пальчиковые

- игры с мячом

- игры-считалочки

- подвижные игры

- дидактические игры

-- настольно-печатные игры (игры с правилами).

Кратко рассмотрим каждую группу игр и условия, при которых ее использование наиболее эффективно.

Пальчиковые игры чаще всего используются в свободной деятельности , а также в качестве пальчиковой гимнастики во время занятий. Эти игры помогают закрепить счет до 10, как прямой, так и обратный. В качестве примера  можно назвать такую  игру , как «Пальчики уснули».

                                   Пальчики уснули

Пальчики уснули, в кулачки свернулись (сжать пальцы в кулаки)

1,2,3,4,5 – захотели поиграть ( по очереди разжимают пальцы  правой  руки),

Разбудили дом соседей ( указательным пальцем правой руки  «стучат» по кулачку левой руки).

Там проснулись 6,7,8,9,10 ! (поочередно разгибают пальцы левой руки)

Веселятся все! ( делают «фонарики обеими руками)

Но пора обратно всем – 10,9, 8, 7 (поочередно сгибают в кулак пальцы левой руки),

Шесть калачиком свернулся (сгибают мизинец левой руки),

Пять зевнул и отвернулся (сгибают безымянный палец),

4,3,2,1 – снова в домиках мы спим! (сгибают по очереди остальные пальцы).

«Пять поросят», «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка!», «Остался Джон один» - все эти пальчиковые игры не только закрепляют навыки счета в пределах 10, но и способствуют развитию тонкой моторики и эмоциональной выразительности речи.

Игры с мячом можно так же использовать как в свободной деятельности,, как и пальчиковые игры, но они очень хороши для начала занятия по математике, концентрируя внимание ребенка и развивая одновременно координацию движений. Наиболее популярны такие игры с использованием мяча, как «Назови следующее число» ( вы бросаете мяч ребенку, а он возвращает его, называя следующее число), «Кто знает – пусть дальше считает»(бросаете ребенку мяч, называя число, а он, поймав мяч, начинает считать дальше), «Назови число на один(два, три) больше (меньше)» , «Назови соседей числа» ( сначала, бросая мяч, называете числа-соседи сами, а ребенок должен назвать само число, а потом сами можете назвать число, а ребенок называет его соседей). Как вы могли заметить, то порядок игр идет по нарастающей – от простого к сложному, по мере того, как у ребенка закрепляются навыки счета.

Считалочки

При проведении подвижных игр на прогулке и во время физкультминуток на занятии  считалки помогут в игровой форме не только выбрать без обид водящего, но и запомнить счет от одного до десяти. Считалки используются как  народные, имеющие многолетнюю историю, например,

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять –

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет ,

Тот у нас водить пойдет!

так и авторские, такие, ка считалка М. Богородицкой «Новогодняя»:

Один, два, три, четыре –

Пахнет елкою в квартире!

Дальше пять и шесть –

Не заставят кашу есть!

Семь и восемь – на пирог сегодня просим,

Потому что – девять, десять –

Мама с папой тесто месят!

Подвижные игры широко применяются на занятиях по математике. Их используют и для закрепления навыков счета (« Перейди  через болото», «Найди свой домик» и т.п.), и для соотнесения числа с цифрой («Гаражи», «Самолеты»).

Дидактические игры

Эти игры используются на занятиях, являясь их частью. Они подробно описаны в методических пособиях, поэтому здесь мы не будем на них останавливаться, отметим только, что при их проведении также задействованы все виды анализаторов – зрение («Какая цифра пропущена?»), слух («Найди  столько предметов, сколько раз я простучала»), тактильные ощущения («Волшебный мешочек»).

Настольно-печатные игры ( игры с правилами)

Такие игры помогают старшим дошкольникам считать осознанно, когда они бросают кубик и отсчитывают число ходов. Хотя на кубике всего шесть точек, но необходимость ходить по игровому полю в соответствии с правилами, считая количество клеток, формирует у ребенка навык счета очень быстро. А если в игре есть еще и призы (фишки, картинки за удачный ход и т.д.), то появляется дополнительный стимул научиться правильно считать. Обычно в такие игры дети любят играть вечером, после занятий, сначала под руководством воспитателя, а потом такие игры они проводят сами.

Как мы видим, формировать, закреплять и улучшать  навыки осознанного счета дошкольников можно разными способами. Важно делать это планомерно и организовывать детскую деятельность так, чтобы детям было интересно. Тогда скучный счет станет для них удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Обучение счету и основам математики детей дошкольного возраста

Обучение счету и основам математики детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Веселый счет".

Консультация для родителей " Веселый счет". В ней представлены стихи о цифрах, задачки в стихах....

консультация "Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность"

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески. осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа по развитию самостоятельной музыкальной деятель...

"Игры, активизирующие счет"

Рекомендации для родителей по проведению математических игр на развитие счета в домашних условиях....