Значение режима для детей
консультация
Почетная и ответственная задача стоит перед каждой семьей - вырастить здоровых, жизнерадостных, дисциплинированных детей, с устойчивой волей и привычками. Одним из важнейших условий воспитания таких детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка жизни.
Если жизнь ребенка в семье неуклонно проходит по режиму, т.е. если он ежедневно играет, гуляет, ест, спит в одни и те же часы – это помогает воспитать его здоровым и спокойным. Своевременное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, правильное чередование сна и бодрствования укрепляет нервную систему ребенка и способствует его правильному умственному развитию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение режима
Почетная и ответственная задача стоит перед каждой семьей - вырастить здоровых, жизнерадостных, дисциплинированных детей, с устойчивой волей и привычками. Одним из важнейших условий воспитания таких детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка жизни.
Если жизнь ребенка в семье неуклонно проходит по режиму, т.е. если он ежедневно играет, гуляет, ест, спит в одни и те же часы – это помогает воспитать его здоровым и спокойным. Своевременное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, правильное чередование сна и бодрствования укрепляет нервную систему ребенка и способствует его правильному умственному развитию.
В семьях, где соблюдается режим, дети легче усваивают правила гигиены, навыки аккуратности, трудолюбия.
Привыкший к определенному распорядку дня даже маленький ребенок помнит его последовательность: «Бабушка уберется, я порисую, и мы гулять с ней пойдем, потом пообедаем, и я спать лягу», - говорит трехлетний ребенок.
Наоборот, если детей окружает беспорядок, если режим не выполняется, у ребенка не вырабатывается привычки к порядку. Он растет неорганизованным, капризным, с неустойчивой нервной системой. Тогда родителям придется ежедневно уговаривать ребенка сесть за стол обедать, лечь спать, умыться и т.д. Эти уговоры обычно сопровождаются плачем ребенка и раздражением родителей.
В семьях, где режим налажен, нет места бессмысленному растрачиванию времени. Еда, сон, работа, отдых – все проходит в определенные часы, наилучшим образом отвечающие потребностям данной семьи. Каждый член семьи охотно и вовремя выполняет взятые на себя обязанности: купить продукты, приготовить питание, убрать комнату, проводить младших детей в детский сад и т.д. Разумный режим для детей в большей мере зависит от уклада жизни всей семьи, от той атмосферы, которая в ней царит, и особенно от взаимоотношений взрослых и детей. Если семья дружная, то и дети обычно растут спокойными, бодрыми, веселыми.
В наших семьях дети окружены вниманием и любовью. Но иногда родительская любовь переходит всякие границы, и это ведет к тому, что ребенок растет избалованным. Родителям следует помнить, что такой ребенок с трудом впоследствии поддается перевоспитанию.
Бывает и другая крайность, когда родители, ссылаясь на свою занятость или приводя иные доводы, не уделяют должного внимания детям. Это недопустимо. Ничто не может оправдать небрежного отношения к самой важной из обязанностей отца и матери – правильно воспитать своих детей. При всех обстоятельствах время для этого надо найти. Важно, чтобы те часы, которые выделяются для общения с ребенком, были использованы рационально: это может быть разговор, чтение книги, общая работа или игра. Все это жизненно необходимо для ребенка.
Обязательным условием правильного воспитания должно быть ровное отношение к детям. Это условие нередко нарушается. Мать, отец, бабушка, взволнованные чем-нибудь, переносят свое раздражение на ребенка. Спустя некоторое время, когда волнение улеглось, они, чувствуя свою неправоту, стараются загладить свой поступок, начиная ласкать ребенка, угощать сладостями, но у ребенка остается огорчение и обида на родителей.
Бывает и так, что между членами семьи нет должной согласованности в отношении к ребенку, в оценке его поступков. Это путает детей, мешает им усвоить нормы поведения и снижает авторитет родителей.
Воспитание детей требует большого терпения, любви, ответственности. И авторитет родителей, их пример оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.
От того, как родители и взрослые члены семьи относятся к своим трудовым и общественным обязанностям, как они сами выполняют те режимные требования, которые предъявляют к детям, во многом зависят результаты воспитания.
Если ребенок видит чисто, аккуратно одетых родителей, если взрослые бережно относятся к своей одежде, вещам, то и ребенок, подражая, усвоит гигиенические навыки, и они быстрее войдут в привычку.
Наоборот, если взрослые не придают значения своему внешнему виду: одеваются неряшливо, небрежно относятся к вещам, это живо воспринимается ребенком и дольше, сильнее удерживается в памяти, чем поучения родителей.
Учитывая характер трудовой деятельности взрослых, наличие или отсутствие других детей, бытовые условия и пр., каждая семья устанавливает свой распорядок жизни. Между взрослыми членами семьи должна быть договоренность о том, как, при наименьшей затрате времени и сил каждого члена семейного коллектива, создать дружную и спокойную атмосферу, дающую возможность растить здоровых, организованных детей.
В различных семьях отдых организуется по-разному в зависимости от характера трудовой деятельности: после напряженной умственной работы взрослые находят отдых в физическом труде; наоборот, после работы, связанной в основном с физическим напряжением, слушание музыки, чтение книги служит лучшим отдыхом для нервной системы. Дети также нуждаются в правильном чередовании деятельности и отдыха, бодрствования и сна.
Полноценное питание в точно установленные часы, выполнение правил чистоты и опрятности является непременным условием налаженного режима детской жизни.
В некоторых семьях распорядок дня ребенка подчинен укладу жизни взрослых: ребенок ест, спит, гуляет в те часы, которые удобны для отца, матери. Интересы ребенка мало принимаются во внимание.
Если ребенок утром поднимается вместе со взрослыми или ужин его совпадает с обедом взрослых (7 часов вечера), против этого можно возражать. Но укладывать детей спать в 11-12 часов вечера или их основное питание переносить на поздние часы недопустимо.
Приведем примерный распорядок дня ребенка дошкольного возраста в семье:
Подъем – 8 час. утра
Утренний завтрак – 8 час. 30 мин.
Игры и занятия дома – от 9 до 10 час.
Прогулка – от 10 час. 15 мин. до 12 час. 15 мин.
Обед – 12 час. 30 мин.
Дневной сон – от 13 час. 30 мин. до 15 час. (младшие дети спят до 15 час. 30 мин.)
Полдник – 16 час.
Прогулка – от 16 час. 30 мин. до 18 час. 30 мин.
Ужин – 19 час.
Ночной сон – 20 час. (старшие дети ложатся спать в 20 час.30 мин.)
Летом увеличивается количество времени для пребывания детей на открытом воздухе. Укладывать их вечером спать приходится позже – в 21 час. (мешает дневное освещение).
Указанные часы могут быть незначительно изменены в соответствии с условиями жизни семьи, индивидуальными особенностями ребенка, но неприкосновенным должно остаться количество времени для сна, прогулки и длительность перерывов между приемами пищи.
Если дети посещают детский сад, надо ознакомиться с распорядком дня детского сада и придерживаться его в те дни, когда ребенок остается дома (выходные дни, болезнь и др.)
В семьях, где дети воспитываются в домашних условиях, под наблюдением матери, бабушки или других взрослых, забота о распорядке их жизни ложится всецело на семью.
После того как режим дня установлен, надо строго его выполнять. Но, к сожалению, бывает и так: сегодня мать стирает, и никому не поручила погулять с малышом, завтра придут знакомые, и ребенок ляжет спать позже, начнется уборка в доме – его вовремя не накормят. Такое отношение к режиму ломает установившуюся у ребенка привычку к определенному распорядку. Только очень серьезная причина может оправдать нарушение привычного течения жизни.
Выполнение режима дня заключается не только в том, чтобы ребенок был вовремя накормлен и уложен спать. Надо, чтобы каждый день был заполнен интересными и полезными играми и занятиями, чтобы дети привыкали к самостоятельным действиям. Это приучит ребенка к определенным нормам поведения, организованности и дисциплинированности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия детей"
Одной из важнейших задач,стоящих перед доу и семьёй,является охрана психологического здоровья детей.Режим всегда был и остаётся основой физического развития детей....
Консультация для родителей «Значение режима в воспитании детей»
Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. ...
Значение режима дня для адаптации детей
В консультации выделены основные правила организации режимных процессов....

Родительское собрание с участием детей " Значение режима дня для дошкольников"
Собрание проводится совместно с участием детей. Оно систематизирует знания родителей о режиме для дошкольников, необходимости соблюдать режимные моменты, воспитывать потребность в правильном распредел...


