ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (Консультация для родителей)
консультация (старшая группа)

Консультация посвящена вопросу формирования финансовой грамотности через экономическое воспитание детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

Мамонова Жанна Владимировна воспитатель 

 МБДОУ «Д/С №56 «Солнышко» г. Белгород

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Одна из определяющих функций семьи – это функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно – бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.

Экономическое воспитание – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению, начал ценностных ориентаций.

Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т. д. Важно и то, как семья умеет распорядиться теми средствами, которыми она располагает, кто является распорядителем, глава семьи. В первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги. Показателем актуальности экономического воспитания дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе. В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу в формировании экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин.

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения.
  2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Настольная игра по экономике – это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится – без урона для кошелька. В такие игры всегда весело играть. Как правило, для игры не нужна специальная подготовка, достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное времяпровождение.

Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего быта родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками забот и повседневных дел семьи, они уже получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Овладение экономическими знаниями для ребенка в игровой роли активно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры формируется ситуация общения. Речевое общение проходит в форме диалога. Воспитатель формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения.

Поскольку в экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки.

Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизненное социально-экономическое явление – это деньги.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку.

Деньги для ребенка – это предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег – купишь, что захочешь».

В итоге самое важное решение проблемы для приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи.

Список литературы

  1. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М.: Сфера, 2002.
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /

А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

  1. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2009. – EDN PFECTD
  2. Андреев Н. Семейная экономика / Н. Андреев // Семья и школа. –1985. – №12.
  3. Шиваракова Р.Е. Сборник методического консультативного материала для работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Дошкольник и финансы» / Р.Е. Шиваракова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/2023/01/17/sbornik-metodicheskogo-konsultativnogo-materiala (дата обращения: 16.03.2025).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности....

"Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников"

А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.  Семья играет ведущую роль в реализации  проблемы экономического воспитания, решение которой позволит ребёнку быстрее ада...

Консультации для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

laquo;Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага»-    гласит восточная мудрость.А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.  Именно в семье...