консультация для родителей "развитие мышления у детей дошкольного возраста с особенностями развития"
консультация
Описание: данный материал будет полезен родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогам группы коррекционной направленности. В материале представлены некоторые игры для развития высших психических функций, таких, как мышление, речь, восприятие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 247.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по формированию мыслительных операций у детей дошкольного возраста
Цель: содействие родителям в воспитании и обучении детей.
Задачи:
-уточнить представления родителей о формировании мышления у детей.
-формировать представления об игровых методах работы с детьми с особенностями развития.
Описание: данный материал будет полезен родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогам группы коррекционной направленности. В материале представлены некоторые игры для развития высших психических функций, таких, как мышление, речь, восприятие.
Уважаемые родители, как вы считаете, что такое мышление? Какую роль мышление играет во всестороннем развитии ребенка?
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека. На основе мышления познается мир, связываются воедино отдельные события и явления логическими связями.
Развитие высших психических функций современных детей происходит в социокультурной среде, которая отличается от условий прошлых поколений. Активность детей в большей степени происходит в виртуальном мире, игры в планшете и телефонах ни к чему хорошему не приводят. Детям не хватает сенсорики, взаимодействия с природой и природным материалом.
В раннем возрасте у ребенка в норме формируется сенсомоторный интеллект, то есть развивается способность воспринимать и познавать предметы реального мира. Первый способ мышления ребенка-наглядно-действенное. Ребенок делает первые выводы манипулируя с предметами, пробуя их на вкус, ломая и бросая их. Далее появляется наглядно-образное мышление, которое опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (персонажи сказок). В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логическое мышление, то есть умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, анализировать.
У детей с особенностями здоровья и развития наблюдается повышенная истощаемость, низкая работоспособность, недостаточность произвольности внимания, его объёма, плохая переключаемость, отставание в развитии всех форм мышления (от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому, абстрактному). Так же таким детям необходимо многократное повторение для усвоения материала, формирования умений и навыков.
Все усилия педагогических работников по развитию высших психических функций, подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с особенностями здоровья,будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям). В соответствии с Законом об образовании РФ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами.
В связи с этим, предлагаем вам игры для развития мышления у ребенка, в которые вы с ребенком можете играть в домашних условиях.
Игры для детей
В дошкольном возрасте должна активно формироваться речь.
Во время игры чаще обращайтесь к ребенку по имени, комментируйте свои и его действия.
Речевая активность ребенка должна усиливаться. Ребенок должен выражать мысли более сложными предложениями. Родители должны помочь ребенку обогатить словарный запас, развивать диалогическую, связную речь.
Игра «Угадай, кто в домике».
Цель: развитие наглядно-образного мышления и фразовой речи.
Ход: покажите ребенку из окошка домика игрушку. Спросите, кто это выглядывает из окошка? Ребенка следует сразу научить правильно называть предмет. Затем расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки» Это игрушка-заяц. Он белый, потому что на улице зима. Заяц прячется от лисы и волка. На белом снегу зайчика не видно. У зайца длинные уши, короткий хвостик». Так же опишите другие игрушки, попросите их назвать.
Игра «Коробочка с секретом».
Цель: развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, слуховое восприятие мелкую моторику.
Ход: для игры вам понадобятся различные коробочки: шкатулки, коробочки из-под духов с различными способами открывания. В коробочку положите маленький предмет. Потрясите коробочку, привлеките внимание малыша, вызывая тем самым желание открыть коробочку и посмотреть, что там внутри. Во время игры поддерживайте его самостоятельные действия, но не решайте за него. Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, похвалите его, рассмотрите находку.
Игра «Воздушные шары».
Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Ход: надуйте шарик и отдайте ребенку. Как только малыш возьмет в руки шарик, он сдуется. Спросите ребенка, почему шарик сдулся? Затем надуйте шарик и завяжите его ниткой. Покажите заранее нарисованные на листе бумаги (или мелом на асфальте) разноцветные шары без ниточек. Предложите дорисовать ниточки. Можете закрепить форму, цвет шаров. После задания поиграйте с шарами. Обращайте внимание на расположение шарика: вверху, внизу.
Игра «Жили-были».
Цель: развитие наглядно-образного мышления, обогащение знаний об окружающем мире.
Ход: покажите ребенку игрушку: цыпленка. Спросите: «Сначала был цыпленок. А что с ним стало, когда он вырос? Он стал петушком. Жило -было семечко. Что с ним стало, когда оно попало в землю? Семечко проросло и появился цветок».
Игра «Превращения слов».
Цель: развивать словесно-логическое мышление, обогащать словарь, развивать грамматический строй речи.
Ход: Взрослый бросает ребенку мяч и называет предметы мебели. Просит ребенка назвать слово ласково (стул-стульчик. Затем спрашивает ребенка, как назвать одним словом эти предметы (мебель).Можно добавить задание: спросить, много чего? (много стульев).Тематика слов-обобщений6 посуда, одежда, транспорт.
Игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать словесно-логическое мышление, связную речь.
Ход: Рассмотрите с ребенком картинку. Спросите, что перепутал художник, есть ли ошибки? Например: ежик зеленого цвета грызет косточку; зайчик с ушами медвежонка; на яблоне растут шишки. За каждый правильный ответ поощрите ребенка (фишка)
Игра «Во саду ли в огороде».
Цель: развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, обогащать словарь.
Ход: вам понадобятся картинки или муляжи овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребенку посадить овощи в огороде. Задает вопросы ребенку: «Перец нужен? Кабачок посадим?». Перечисляя, взрослый называет и ягоды и фрукты. Ребенок должен не ошибиться в выборе растений. Засадив огород, дети начинают засаживать сад.
Уважаемые родители, данные игры вы можете адаптировать под своего ребенка, упростив задание или придумать более сложное.
Желаем вам успехов в развитии вашего ребенка!
Литература:
1. Вознюк, Н. Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей : от рождения до 12 лет / Н. Г. Вознюк. - Москва : РИПОЛ классик, 2009. -320 c. - ISBN 978-5-386-01209-0. -Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART ;
2. Педагогика и коррекционная психология: учеб. – метод. комплекс / Т.Г. Неретина: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010 ISBN 978-5-9765-0127-0, 978-5-9770-0244-8;
3.Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Консультация для педагогов...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование обра...

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский...

консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"
Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения мышления....
«Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
На высших этапах развития мышления — в его логических формах — умственные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные языковые системы. Этот этап развития подра...

Статья. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых Л.А. Венгера , Л.С. Выготского , И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формировани...

Особенности организации обучения по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. По данным исследований, в на...


