тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков"
консультация

Русакова Светлана Михайловна

Сегодня мы разберем, какие артикуляционные упражнения помогут  нам подружиться с сонорными звуками. Звук «Р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_sonornnyh_zvukov.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков»

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня мы разберем, какие артикуляционные упражнения помогут  нам подружиться с сонорными звуками.

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

«Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание! Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр».

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
Внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

«Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
Внимание! Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
Внимание! Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

 «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л».

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

«Наказать непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до десяти. 
Внимание! Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

«Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
Внимание! Следить, чтобы язык был широким и не сужался Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели».

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка».

 «Лошадка едет тихо».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». 
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
Внимание! Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Консультация для родителей: «Эти трудные звуки!»

Уважаемые родители! Игра – основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому использование на занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей.

Игры помогают выработать устойчивое произношение звуков речи на уровне изолированного, слогового произношения, а также автоматизировать звуки в словах и предложениях, развить фонематическое восприятие звуков. Кроме того, проведение занятий в игровой форме параллельно развивают мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и мышление.     Автоматизация звуков речи – это очень утомительный процесс, требующий от ребенка большого напряжения, многократного повторения одного и того же материала. Как правило, поставленный звук достаточно длительно произносится неустойчиво.

И приходится вновь и вновь добиваться правильного произношения звука, предлагая ребенку произнести его изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Однообразное повторение быстро надоедает ребенку. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка.

Разнообразные игры помогают сделать процесс автоматизации и дифференциации звуков более увлекательными, эффективными.

 Предлагаю Вашему вниманию некоторые пособия по автоматизации звуков, которые я использую на логопедических занятиях. Данный речевой материал также можно использовать, занимаясь с ребенком дома.

Пособия по автоматизации звуков:

  1. Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1-4/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2017.

 Данный альбом содержит лексический и иллюстративный материал, предназначенный для автоматизации звуков. Данное пособие могут использовать не только специалисты, но и родители для закрепления в речи уже поставленных звуков. Лексический материал расположен согласно дидактическим и методическим требованиям к логопедической работе и в соответствии с законами русской фонетики. Иллюстративный материал, соответствующий современным представлениям об окружающем мире, способствует привлечению внимания детей и увеличению объема запоминания.  

        Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков, которые можно найти в пособии В.В. Коноваленко: 1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам. 2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинку ( игра «Запомни, повтори»). 3. Деление слов на слоги (игра «Телеграф», «Прошагаем слова»). 4. Выделение ударного слога («Эхо»). 5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов. 6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова. 7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем по картинкам. 8. Образование и употребление различных падежных форм существительных (игра «Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»). 9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа (игра «Один-много»). 10. Прямой и обратный счет с предметами (от 1 до 5; от 1 до 10; игра «Веселый счет»). 11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний (игра «Жадина»). 12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний. 13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений. 14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (игра «Назови ласково», «Большой – маленький»). 15. Образование от существительных относительных прилагательных. 16. Составление предложений по предметным картинкам с помощю вопросов, по образцу, самостоятельно. 17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинккм с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии. 18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М., 2019 (комплект пособий).

В данном альбоме представлена система упражнений для автоматизации звуков. Материал, предложенный автором, превращает монотонную и однообразную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется фонематический слух, слоговая структура слова, навык чтения, корректируется лексико-грамматический строй языка, формируется навыки звуко-буквенного анализа. Кроме того, развивается мелкая моторика, активизируется память, внимание и мышление. Автоматизация звуков в пособии проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на закрепление звука изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Некоторые примеры упражнений, представленных в пособии Л.А. Комаровой: 1. Упражнение «Волшебная палочка» (дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени название по образцу. Например, образование существительных И.п. мн.ч.). 2. Упражнение «Эхо» (запомнить и повторить слова на автоматизируемый звук). 3. Упражнение «Мой, моя, мои» (согласование существительных с притяжательными местоимениями»). 4. Упражнение «Четвертый - лишний» (найти в каждом ряду лишнюю картинку, объяснить свой выбор). 5. Упражнение «Доскажи словечко» (взрослый произносит начало предложения, ребенок должен закончить его, выбрав подходящее слово-картинку). 6. Упражнение «Посчитай» (посчитать в прямом и обратном порядке картинки). 7. Упражнение «Угадай» (необходимо подобрать по смыслу картинки, которые подходят к заданному слову-действию). 8. Упражнение «Скажи наоборот» (добавить в каждое предложение противоположное по значению слово). 9. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» (образовать слова-признаки от слов-предметов). 10.Упражнение «Составь предложение» (составить предложения по схеме с опорой на картинку). 11.Упражнение «Сложи картинку» (послушать стихотворение, сложить из счетных палочек картинку по образцу, вспомнить и повторить каждое стихотворение). 12.Упражнение «Загадки» (послушать и отгадать загадки). 13.Упражнение «Пересказ с картинками» (повторить каждое предложение, заменяя картинку словами; пересказать с самого начала, придумать название рассказу). 14.Упражнение «Найди слово» (определить место звука в слове (начало, середина, конец)) и другие упражнения.

Будьте терпеливы и доброжелательны! Тогда результаты занятий с детьми вас обязательно порадуют!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

В презентации предлагаются артикуляционные упражнения , помогающие  в постановке сонорных звуков....

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков...

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Буклет для воспитателей и родителей...

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков...

Буклет "Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков"

В буклете представлен комплекс упражнений  артикуляционной гимнастики для сонорных звуков с описание по выполнению....

Комплексы артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Л, Ль, Р, Рь).

В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке сонорных звуков....

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков...