Сообщение на тему "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФОП"
статья (подготовительная группа)

Гаязова Любовь Викторовна

Сообщение на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности в соответствии с ФОП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rodit_sobr.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение на тему:

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФОП»

             Подготовила:

             Гаязова Любовь Викторовна

             воспитатель

             высшей квалификационной категории

                                                                                           

                                         

                                   

2025 г.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Усвоению достаточно сложных математических знаний формированию интереса к ним помогает экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется интенсивностью усвоения различных способов достижения результата и направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью интерпретировать его в своей практической деятельности. Это позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены:

1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.

2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.

3. Выражение сущности этих действий в речи.

4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.

5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.

6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Предлагаю несколько опытов, которые можно использовать:

- «В какую бутылку быстрее нальется вода?»

 Измерение сыпучих и жидких материалов

Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;

- Задания: «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе;

Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.

- «Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Занимательные проблемные ситуации.

-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.

Математические сказки:

-Сколько всего? (составление условия и вопроса задачи, можно использовать наглядный материал)

-Елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего шаров на елке?

- Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока).

Задание «Прокати в ворота»

Детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.

Задача-загадка:

- Одна спина и четыре ноги.

- Четыре жильца под одной крышей живут.

- Старший братец не догонит четырех младших.

Вывод: Таким образом, использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений, опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).

Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1»      Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...

Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Эффективные методы обучения математике дошкольников через интеграцию математических понятий в повседневную деятельность, использование дидактических игр и создание стимулирующей среды. Подчеркивается ...