Сообщение на тему "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФОП"
статья (подготовительная группа)
Сообщение на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности в соответствии с ФОП"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Сообщение на тему:
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФОП»
Подготовила:
Гаязова Любовь Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
2025 г.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний формированию интереса к ним помогает экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется интенсивностью усвоения различных способов достижения результата и направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью интерпретировать его в своей практической деятельности. Это позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены:
1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.
2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
3. Выражение сущности этих действий в речи.
4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.
6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.
Предлагаю несколько опытов, которые можно использовать:
- «В какую бутылку быстрее нальется вода?»
Измерение сыпучих и жидких материалов
Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;
- Задания: «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе;
Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.
- «Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
Занимательные проблемные ситуации.
-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
Математические сказки:
-Сколько всего? (составление условия и вопроса задачи, можно использовать наглядный материал)
-Елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего шаров на елке?
- Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока).
Задание «Прокати в ворота»
Детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Задача-загадка:
- Одна спина и четыре ноги.
- Четыре жильца под одной крышей живут.
- Старший братец не догонит четырех младших.
Вывод: Таким образом, использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений, опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).
Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1» Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...

Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Эффективные методы обучения математике дошкольников через интеграцию математических понятий в повседневную деятельность, использование дидактических игр и создание стимулирующей среды. Подчеркивается ...

