Консультация: «Аутизм: АВА-терапия. Этапы и инструменты в АВА-терапии».
консультация
Консультация: «Аутизм: АВА-терапия. Этапы и инструменты в АВА-терапии».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Аутизм: АВА-терапия. Этапы и инструменты в АВА-терапии».
Ава-терапия - это терапия поведения ребёнка, которая направлена на внедрение каких-либо определенных навыков в жизнь ребенка с помощью системы поощрений. Правильное поведение или действие поощряется, неправильное или плохое игнорируется и не подкрепляется. Этим видом терапии можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.
С чего начать АВА-терапию?
Для успешной терапии нужно две вещи:
Понять. Понять что нравится и что не нравится вашему ребёнку. Необходимо наблюдать и изучать его. Эта информация вам очень пригодится для практических занятий по методу АВА.
Принять. Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Не стоит плакать, злиться на весь мир, жалеть себя и ругать. Это бессмысленное занятие, которое не поможет в этой ситуации, а лишь усугубит её.
Ава- терапия не занимается поиском причин аутизма, она занимается коррекцией последствий этого расстройства. Ава направлена на изменение поведения человека и неважно в каком состоянии находится ребёнок: тяжёлое или лёгкое.
Программа АВА всегда строится для определённого ребёнка, с учётом его исходных данных. Занятие проводится один на один, количеством до 40 часов в неделю, то есть в день на занятия должно уходить примерно шесть часов. И именно этот фактор играет очень большую роль в том, что заниматься по методу АВА необходимо родителям.
К чему стоит быть готовым, если вы решили заниматься с ребёнком по методу АВА
Стоит поговорить на эту тему, потому что обычно первые занятия заканчиваются провалом. Вот самые типичные проблемы, которые возникают в поведении ребенка на первых занятиях.
Ребенок часто убегает из-за стола или просто не садится за него (значит начинаем занятие там, где хочет ребёнок, правильно мотивируем его)
Не слушает словесных объяснений (возможно, он не понимает, помогаем ему жестами, картинками и т.д.)
Проявляет агрессию (ни в коем случае не подкрепляется такое поведение)
Требуется многократное повторение одного и того же (это «зубрёжка», детям с аутизмом надо повторить одно и тоже несколько десятков раз).
Отказ от занятий (здесь стоит выбрать правильное поощрение и правильную мотивацию для ребёнка).
Важно! На первых занятиях похвала на словах и одобрение скорее всего будут проигнорированы ребёнком. Готовьте вкусняшки, мультики, какие-то физические поощрения (в виде щекотки, заворачивания в плед, кружения и т.д).
Ава-обучение, его этапы
Обычно АВА- терапия в самом начале с помощью только слов неэффективна, потому что ребёнок плохо понимает речь, поэтому используется целая система подсказок, поощрений, чтобы и заинтересовать ребенка, и начать обучать.
Оценка начальных навыков- это то, что умеет уже ребёнок, его исходные данные.
Выбор функциональной цели- это то, чего мы хотим добиться и стоить выбирать цель, которая поможет ребенку жить в этом мире: наработка бытовых навыков, навыков коммуникации и т.д. навыки должны быть социально значимые для ребёнка.
Подбор эффективных инструментов- это использование подходящих методов, зависит от исходного состояния ребенка. Например, понимает речь, значит работаем с речью, не понимает, значит применяем картинки и вплоть до полной физической подсказки.
Мониторинг эффективности и корректировка- каждый шаг, каждое действие ребёнка мы оцениваем, записываем, потом по этим записям проводим анализ, смотрим что получается, что нет. Следовательно, проводим корректировку по результатам, возможно, меняем методы, если прогресса нет.
Инструменты в АВА терапии
Функциональная оценка поведения. Смотрим и анализируем почему так делает ребёнок. Например, он кричит, почему? Возможно, он просто не может и не знает как сказать вам про своё желание.
Чёткие инструкции. Здесь приходит в помощь правило +1, речь короткая, громкая и чёткая.
Система подсказок. Правильно подбираем подсказки и помогаем ребёнку
Система поощрений. Правильно подбирайте мотивацию для ребёнка.
Визуализация. Показываем всё.
Дробление сложных действий на простые. Это АВА-терапия блоками.
Аутизм: АВА-ТЕРАПИЯ. Обучение блоками.
Что такое обучение отдельными блоками?
Итак, есть цель:
"Научить ребёнка правильно показывать и давать предметы: ложка, вилка, тарелка, а значит добиться от него правильной реакции на команду."
Обучение отдельными блоками - это последовательность обучающих блоков, которые повторяются на занятии. При этом очень важно подобрать правильную паузу между блоками:
Короткая пауза- возникает путаница
Длинная пауза- ребёнку тяжело вернуться к занятиям. Ребёнок может переключиться на свои дела.
Этапы обучения блоками.
В обучение блоками используется три этапа.
Три этапа.
На первом этапе ребенок должен уверенно овладеть работой с ОДНИМ предметом. Вначале, мы подсказываем ребёнку (жестами, словами), но позже подсказки убираются, ребенок должен самостоятельно овладеть навыком. Желательно достичь правильной ответной реакции в 90% случаев (9 попыток из 10 должны быть успешны). Когда такая реакция есть, мы переходим на следующий этап.
На втором и третьем появляются отвлекающие моменты. Объясняю на примере с ложкой с самого начала.
Обучение блоками (пример занятий)
Нам нужно чтобы ребёнок правильно различал три предмета (ложка, вилка, тарелка).
Учим различать предмет и правильно выполнять команду.
Начинаем с первого этапа: кладём перед ребёнком ложку, команда: дай ложку -ребёнок не понимает- даём подсказку ( вкладываем ложку в его руку) и поощряем. И постепенно, когда пойдет прогресс, ослабляем подсказки, не забываем поощрять за каждое верное действие. Наша задача, чтобы на инструкцию "Дай ложку" ребёнок давал ложку без подсказок. Когда ребенок выучил ложку, переходим к другим предметам (вилка, тарелка) и применяем этот же алгоритм.
Внимание: блок считается усвоенным, если ребёнок выполняет команду 8-9 раз из 10.
Второй этап. Кладём на стол перед ребёнком ложку и произносим команду: "Дай ложку", ребенок выполняет команду, затем просим: "Сделай так (хлопаем в ладоши)", ребенок повторяет и тем самым отвлекается от основного задания. Это называется отвлекающий манёвр. Следующим шагом мы снова возвращаем ребёнка к ложке командой: "Дай ложку". Основная идея - это избежать автоматизма, то есть мы его отвлекаем РАЗНЫМИ инструкциями (хлопать, прыгать, показать нос/рот). Допускается давать две или три отвлекающие инструкции.
Зачем же нужны отвлекающие инструкции? А потому что в реальной жизни много отвлекающих факторов и важно на фоне этой реальности научить ребёнка исполнять команды.
После того, как мы достигаем устойчивого правильного ответа ребёнка можно переходить к третьему блоку. Кладём на стол перед ребёнком и ложку, и вилку, команда: "Дай ложку", если ребёнок не справляется, то делаем подсказку. Вскоре ребёнок начнёт правильно давать один предмет из двух, 8 из 10.
Не забываем поощрять: хвалить, обнимать, давать что-то вкусное.
Тогда переходим к другому предмету: "Дай вилку" и аналогичным образом добиваемся правильной ответной реакции. Потом начинаем менять команды: "Дай ложку, дай вилку". Наша задача состоит в том, чтобы ребёнок правильно выполнял команды и когда добиваемся успеха, то добавляем следующий предмет- тарелку и действуем по тому же принципу. Также не забываем время от времени применять отвлекающие факторы: хлопки, прыжки, повторения звуков, слов и т.д) и поощрения.
Со стороны такой метод выглядит, как зубрёжка и долбёжка, но с помощью такого зазубривания мы добиваемся от ребёнка правильной ответной реакции на наши команды.
Аутизм: АВА-терапия. Система подсказок.
Иерархия подсказок в АВА-ТЕРАПИИ. Что такое подсказки?
Если на команду: "Дай ложку" мы указываем ещё жестом на ложку, то мы используем подсказку, тем самым упрощая задачу ребёнку и помогая ему. Указательный жест на ложку - это подсказка.
Подсказки всегда должны идти или одновременно с инструкцией, или сразу же после неё.
Очень важно постепенно убирать подсказки, двигаясь вперёд, давая ребёнку самостоятельно овладеть навыком.
Подсказки имеют свою иерархию
Иерархия подсказок
Если ребёнок ничего не умеет и находится на первоначальном этапе развития, то стоит начинать с ПОЛНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ подсказки.
А если у ребёнка есть определенные навыки, то рекомендуют начинать с речевых инструкций, если не работает, то спускаться ниже по пирамиде к визуальным, если не работают карточки значит переходим к моделингу, опять не работает значит используем направляющие физические подсказки.
Важно правильно понять идеологию системы подсказок: наша задача сначала заключается в том, чтобы ребёнок выполнял инструкции с помощью подсказок, а позднее ослабевать подсказки, потом переходить к подсказкам более высокого уровня, а потом полностью избавляться от них так, чтобы ребёнок выполнял инструкции без подсказок.
Этот процесс не быстрый, но пройдя по одному навыку, дальше получается намного быстрее.
Разбираем виды подсказок
Полная физическая подсказка
Разбираем сразу на примере:
Задача: нужно научить ребёнка чистить зубы
Ребёнок не выполняет инструкцию и не понимает что от него хотят.
Ваши действия: разбиваем этот процесс на несколько этапов. Сначала необходимо открыть кран: произносим громко команду: "Открыть кран", ребёнок в это время стоит перед раковиной, затем берём его руку своей и его кистью открываете кран. Вы сами двигаете пальцами и рукой ребенка.
Направляющая физическая подсказка
Это означает, что ребёнок стоит перед раковиной, произносится команду: "Включи кран" и подталкиваем руку к крану, а ребенок сам, своей рукой открывает кран. Вы лишь направили его руку в нужную сторону.
Моделинг
Это тип подсказок, когда мы показываем что-то на себе или показываем какое-то видео с подробным его описанием. Например: подошли сами к крану, взяли кран в руку, открыли. С помощью такой подсказки ребенок сам должен понять как устроен процесс и, конечно же, повторить его самостоятельно.
Визуальные подсказки.
Это всевозможные карточки Пекс, картинки с изображениями, которые помогают понять ребёнку что необходимо сделать. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок открыл кран, то мы показываем картинку "Открыть кран".
Картинка для команды: открыть кран.
Речевые подсказки
Самые простые и доступные. Разбираем сразу на примере:
"Как тебя зовут?"
Ребёнок не отвечает.
Тогда начинаем ему помогать: "Вася", затем ослабеваете подсказку: "Ва...", делаем паузу, в ожидании того, что ребёнок продолжит фразу.
Ребенок заканчивает: "Ся". Ребенок молодец, хвалим и поощряем.
С предметами такого не сделать, например, попросить принести мячик, поэтому там используются подсказки для предметов:
Жесты
Выделения
С жестами я думаю понятно, это либо мы указываем на предмет, либо показываем взглядом, мимикой в сторону предмета.
А выделения предметов- это выделение его размера (нужный предмет большего размера), местоположения (пододвинуть ближе к ребёнку нужный предмет), интенсивность цвета (нужный предмет яркого цвета, остальные серые, чёрные, белые).
Со временем каждую подсказку мы постепенно уменьшаем, добиваясь того, чтобы ребёнок выполнял команды правильно и без подсказок.
правильной ответной реакции. Потом начинаем менять команды: "Дай ложку, дай вилку". Наша задача состоит в том, чтобы ребёнок правильно выполнял команды и когда добивается успеха, то добавляем следующий предмет- тарелку и действуем по тому же принципу. Также на забываем время от времени применять отвлекающие факторы: хлопки, прыжки, повторения звуков, слов и т.д) и поощрения.
Со стороны такой метод выглядит, как зубрёжка и долбёжка, но по-другому никак, этот метод очень действенный и работает, пускай и не так быстро. С помощью такого зазубривания мы добиваемся от ребёнка правильной ответной реакции на наши команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"
В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...
Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции. Цели игровой терапии. История становления основных направлений игровой терапии
консультация для педагогов...

Консультации, буклеты для родителей, игровые упражнения для Су-джок терапии
Данный материал направлен на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Здесь вы увидите различные оздоровительные мероприятия....

Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
Песочная терапия, как практический инструмент повышения компетентности родителей в сфере построения развивающих отношений и повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с ТНР.
Аннотация. В докладе рассматриваются вопросы повышения компетентности родителей детей с ТНР, посредством применении песочной терапии. Применение игр с песком в совместной работе с ...

Консультация для родителей и педагогов: "Су-Джок как метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей дошкольников".
Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой, мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка....