Консультация для родителей старшей группы «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
консультация (старшая группа)
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор,
когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям.
Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами,
что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой
являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами
социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых –
игрушка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей старшей группы
«Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор,
когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям.
Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами,
что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой
являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами
социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых –
игрушка.
В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы,
для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только
предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей
спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном
соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная
игрушка обладает качествами неизобразительного, а декоративно – прикладного
искусства в большей степени условного, не копирующего действительность, а
отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, аллегорично, с
невероятно смелой фантазией.
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре
которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения
восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички,
погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д.
согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не
только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственнор
учно
делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то,
что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и
использовались в культуре более разнообразнее.
Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой
сфере – сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер
коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его
существования. Основные приемы обработки материала, устоявшийся круг образов,
представления о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками,
усилиями многих безымянных мастеров – игрушечников. Навыки и секреты
художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в
поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем
своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей
никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и
невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего
воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.
Немного цветная условная роспись, подчеркнутость фактуры и цвета дерева, упрощенно
- лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный
художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а
то, что доброго мастерства»
Народная игрушка не подвластна моде. Как любое произведение искусства, она
часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она
служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о
красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и
занимательности игрушки. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ всю
свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в
повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм
творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой,
впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная
игрушка – всегда рассказ об истории народа, его ценностях и идеалах.
Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость,
веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка,
возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого,
солнечного начала, высшей красоты и гармонии.
Русская народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности.
Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное.
Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и
гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия,
которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение
опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить
связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников,
что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в
национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной
культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой
все события чужой и собственной жизни во всех социальных и нравственных
проявлениях, доступных его пониманию.
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную
продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического
сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе потенциал
социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают
развивающую роль народной игрушки.
Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"
Воспитание патриотизма в младшем возрасте...

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
В современном мире, одной из важных проблем, стала проблема приобщения детей к миру взрослых, вопрос её актуальности назрел с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поко...

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация для родителей....

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольника
Материал по патриотическому воспитанию дошкольников...
