Консультация для родителей старшей группы «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
консультация (старшая группа)

Офицерова Юлия Васильевна

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор,

когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям.

Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами,

что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой

являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами

социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых –

игрушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_russkoy_igrushki.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей старшей группы

«Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор,

когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям.

Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами,

что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой

являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами

социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых –

игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы,

для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только

предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей

спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном

соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная

игрушка обладает качествами неизобразительного, а декоративно – прикладного

искусства в большей степени условного, не копирующего действительность, а

отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично, аллегорично, с

невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре

которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения

восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички,

погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д.

согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не

только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственнор

учно

делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то,

что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и

использовались в культуре более разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой

сфере – сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер

коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его

существования. Основные приемы обработки материала, устоявшийся круг образов,

представления о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками,

усилиями многих безымянных мастеров – игрушечников. Навыки и секреты

художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в

поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем

своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей

никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и

невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего

воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.

Немного цветная условная роспись, подчеркнутость фактуры и цвета дерева, упрощенно

- лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень выразительный

художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а

то, что доброго мастерства»

Народная игрушка не подвластна моде. Как любое произведение искусства, она

часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она

служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о

красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и

занимательности игрушки. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ всю

свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в

повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм

творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой,

впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная

игрушка – всегда рассказ об истории народа, его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость,

веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка,

возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого,

солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности.

Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное.

Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и

гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия,

которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение

опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить

связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников,

что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в

национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной

культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой

все события чужой и собственной жизни во всех социальных и нравственных

проявлениях, доступных его пониманию.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную

продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического

сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе потенциал

социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают

развивающую роль народной игрушки.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

Консультация для родителей "Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников"

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

В современном мире, одной из важных проблем, стала проблема приобщения детей к миру взрослых, вопрос её актуальности назрел с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поко...

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих дете...