Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне
консультация

Абдулова Нина Владимировна

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.

Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vov.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков.

Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки.

А ты знаешь, какой завтра праздник?

 9 мая многие используют, как повод для серьезного разговора о важнейшем событии. И нередко попадают в тупик. Нужно ли рассказывать ребенку о том, какой страшной ценой досталась Победа, или правильнее умолчать о миллионах убитых, замученных, пропавших без вести? На чем заострить внимание? Какие образы и примеры использовать, чтобы было понятно, и чтобы зацепило?

Ведь малыши и даже школьники героев-ветеранов, увы, видели только на фотографиях, дедушка их не сажал на коленку и не рассказывал про войну. Зато они хорошо знают мультяшных супергероев с супер способностями, да и в войнушку играют не на улице с деревянными автоматами, а сражаются с монстрами на компьютере.

Как взрослому повести разговор, чтобы и интерес пробудить, и не напугать?

Интерес не должен быть единственной эмоцией, когда мы говорим о войне. Печаль, скорбь, тревога, мужество, сострадание, любовь к ближнему, желание сохранить мир, признание ценности мирной жизни – в этом смысл разговоров о войне. Важно не просто рассказать об историческом факте, а затронуть струны души. Специально для детей за послевоенные годы создано много художественных произведений о войне. Книги, фильмы, мультфильмы. Из современных фильмов для семейного просмотра можно выделить «Крик тишины» и «Сестрёнка» - их можно смотреть вместе с дошкольниками. Детям будут ближе и понятнее переживания главных героев, если они близки по возрасту.

Можно вместе с ребёнком рассматривать старые фотографии в семейных альбомах, рассказывать о родственниках, которые жили в годы Великой Отечественной. Как война повлияла на их жизнь? Рассказывать не только о подвигах и медалях. О голоде, лишениях, потерях. Естественно, дозировать информацию, учитывая возраст и степень впечатлительности ребёнка.

Нередко советуют рассказывать детям истории пионеров-героев. Но многие дети-герои были жестоко убиты. Поэтому это не всегда удачный ход.

Если много рассказывать исключительно о пионерах-героях и вообще о героях и их подвигах, призывать на них равняться. То у детей и подростков может сложиться убеждение, что война – это возможность для подвига. «Я бы пошел воевать и тоже стал героем». У дошкольников критическое мышление ещё не сильно развито.

Понятнее, когда детям рассказывают о детях, их ровесниках, но неправильно рассказывать только о героях. Чтобы война не стала синонимом геройства.

Сейчас, когда детей берегут от негативной информации настолько, ужасы войны предпочитают скрывать, чтобы не травмировать детскую психику. В результате про голод, лишения, потери, смерть умалчивают, исключая их из цепочки ассоциаций, оставляя только праздник Победы. Что получаем в детском восприятии? Война - Праздник - Радость. Раскрывая тему войны, нельзя обходить тему смерти. Это не спортивное состязание, где одна из команд оказалась сильнее и празднует победу.

Если не готовы обсуждать с ребёнком тему смерти, не поднимайте тему войны и Победы. Поэтому утренники ко Дню Победы в детском саду для трёх-четырехлетних детей не рекомендуются, чтобы не сформировать у детей упрощённое плоское понимание праздника. Пусть каждый родитель сам решит, насколько он готов раскрыть ребёнку правду о войне.

Зачем вообще об этом говорить

Война, как и другие непростые темы, часто вызывает у родителей тревогу и беспокойство. Нужно понимать, что Великая Отечественная война -  часть истории России. Как и любое важное историческое событие, она имеет определенные следствия и отражается на дальнейших событиях. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому разговоры об этом, конечно, нужны. В любом случае ребенок встретится с упоминаниями о войне в образовательных учреждениях.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству.

Главное - не напугать

Обсуждать Великую Отечественную войну и отвечать на вопросы детей стоит с учетом двух важных моментов: возрастных особенностей ребенка и эмоционального состояния родителей.

Очень важно то, как относится взрослый человек к теме разговора. Дети любого возраста улавливают посыл родителей, их отношение к чему-то, поэтому, беседуя на сложные темы, важно следить, какое отношение демонстрируем мы сами. Взрослый не должен показывать, как слишком легкого или веселого отношения к этой теме, так и огромного страха, и ужаса. Если, повествуя о героях войны, о детях-героях, о тружениках тыла, рассказчик сопереживает, то и ребенок будет сопереживать и гордиться своими предками. Если рассказчик нервничает, то и ребенок будет напуган. Потому что в сознании ребенка сам факт того, что родитель чего-то боится, является сигналом о том, что вокруг происходит что-то страшное.

Поэтому, обсуждая тему Великой Отечественной войны, стоит сохранять спокойствие, а если она вызывает тревогу, то разговор лучше отложить и подготовиться к нему.

В каждом возрасте подавать информацию в том виде, в котором она ему наиболее понятна и доступна.

С малышами старайтесь говорить образно

Дошкольники в силу возраста пока еще не способны к абстрагированию, поэтому получаемую информацию они оценивают в первую очередь эмоционально, а не рационально. Вместе с этим развитое воображение может поспособствовать тому, что недостающую информацию или какие-то подробности они могут «дофантазировать».

С детьми дошкольного возраста нужно использовать простые, понятные им слова и выражения. Здесь могут помочь стихи и рассказы о войне для самых маленьких.

С детьми старшего дошкольного возраста можно посетить музеи и памятники войны. При этом лучше не нагружать ребенка большим объемом информации, не говорить одновременно обо всем сразу: об оружии, героизме людей, условиях жизни и пр. Более удачным решением будет тематический разговор. Так, если вы с ребенком оказались возле мемориала, можно обсудить патриотизм и героизм людей. После посещения музея можно поговорить о военной технике. Если семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти ребенка.

Перед началом разговора определите, что именно ребенок уже знает о Великой Отечественной войне. Где он сталкивался с упоминанием о ней, что обсуждали в детском саду или в семье. Основываясь на этом, можно строить дальнейший разговор.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Можно сводить детей в библиотеку и выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания.

В День празднования Великой Победы, постарайтесь познакомить детей с ветеранами, поздравьте их с этим праздником.

А если ребенок отреагирует агрессивно или испугается?

И дошкольник, и младший школьник могут эмоционально отреагировать на информацию о войне - расстроиться, разозлиться, начать играть в нее, и это нормально. Детям в силу возраста не всегда легко проанализировать события -чаще они всё оценивают через призму эмоций, и им нужно время, чтобы переработать полученные впечатления.

Подводим итог разговора позитивно

Вне зависимости от возраста ребенка очень важно завершение разговора. Оно должно подводить итог, быть позитивным, успокаивать ребенка, снимать страх и возможные фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне"

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят пять лет прошло со дня По...

Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне

Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне...

Рекомендации для родителей. Что рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне и о Победе.

История нашей страны: 22 июня – начало Великой Отечественнойвойны и 9 мая – День Победы.Семьдесят пять лет минуло со дня Победы в Великой Отечественнойвойне, но до сих пор не гаснет величи...

Консультация для родителей: «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне»

Совсем скоро нашу страну ожидает великий юбилей - 75 летие со дня Победы в Великой Отечественнйо войне. Этот праздник касается каждой семьи напрямую. Мирное небо, кофорт и свобода сегодня воможны благ...