Консультация "Агрессивные дети" 11.04.2025г
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Агрессивные дети.
Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Агрессивность в общих чертах понимается ими как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние
наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к агрессии, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним неведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
- Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей? Разумеете; сопоставив их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада. Остановим внимание читателя на их краткой характеристике.
Вербальная агрессия.
1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляют они в различных высказываниях в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»),
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»); оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Дебил»),
Физическая агрессия.
1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесена какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продукта деятельности другого (ребенок ломает
постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит дары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребёнок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас слезы ее владельца).
2.Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:
-желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
- стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Как можно понять, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. Из этого вытекает вывод: в большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что,
естественно, вызывает особую тревогу.
Склонность к агрессии:
психологические особенности:
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется
1) в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного;
2)в преобладании физического насилия - у большинства дошкольников чаще всего проявляется вербальная агрессия;
3) в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.
Эти признаки дают нам возможность выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей их число составляет 15-30 процентов. Попытаемся выяснить, чем определяется такое поведение? Почему в одинаковых ситуациях одни дети только причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят решения - миролюбивые и конструктивные? Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность. Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников - агрессивных и неагрессивных - показывает: по большинству из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровень развития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. V многих зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже.
Принято считать, что агрессивных детей, как мы сказали выше, отличают неумение играть, неразвитость игровых навыков. Действительно, среди дошкольников можно насчитать достаточное число тех, кто не умеет играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Но наблюдения показывают: некоторые из них могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной. Еще одно мнение: агрессивных детей отличает
неадекватная самооценка - завышенная или заниженная. Однако исследования показывают: средний уровень самооценки агрессивных детей незначительно отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на различия в средних показателях самооценки, выяснилось: у агрессивных детей расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников более существенны. Имея достаточно высокую самооценку, дети эти явно сомневаются в положительном отношении к себе со стороны сверстников. 0 чем свидетельствует это факт? Агрессивные дети более остро и напряженно переживают свою «неоцененность», не признанность своих достоинств. Характерно, что переживания эти, как правило, не соответствуют реальности, по своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало чем отличаются от других - среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку кажется; его не ценят, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются в способе выхода из конфликтной ситуации и в отношении к сверстникам. В ходе решения конфликтных ситуаций, например, изображенных на картинках (кто-то берет чужую игрушку, или разрушает постройку, или ломает игрушку). Вопрос: что бы ты сделал на месте обиженного? - практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от них остальные в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательный пример: интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети обычно приписывают изображенным персонажам враждебные намерения («Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будем бить») в то время, как их товарищи видят в том же сюжете случайность.
Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это в представлении о своей недооценённости со стороны сверстников;
в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.
О чем это говорит? Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, мы выявили существенные индивидуальные различия как в поведении, так и в психологических характеристиках.
Детская агрессивность:
индивидуальные варианты:
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Различаются они
1) внешним поведенческим проявлением (частота и степень жестокости действий);
2) психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность);
3) уровнем развития игровой деятельности;
4) социальным статусом в группе сверстников.
Педагог – психолог: Чернова Ю.А.