Консультация для родителей на тему " Развитие тонких движений пальцев рук у детей как одно из средств развития речи"
консультация (средняя группа)
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук.
Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывает язык?
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители. Проводятся они в течение 2-3 минут. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука полностью готова к письму. Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у детей улучшается внимание, память, слух и зрение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тонких движений пальцев рук у детей как одно из средств развития речи
Подготовила: воспитатель средней группы
ГБДОУ д/с 107 Невского района Островская Е.С.
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук.
Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывает язык?
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители. Проводятся они в течение 2-3 минут. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными, рука полностью готова к письму. Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у детей улучшается внимание, память, слух и зрение.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте, важно развить механизмы необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте: именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу, нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности - овал, окружность значительно меньше диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста: можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга; выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"
Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет. Игры с резиночками.
В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования (а именно резиночек для волос), направленные на развитие тонких движений пальцев рук, координа...

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.
Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....

Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...
Консультация для родителей. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей»
«Пальчиковые игры» - культурное наследие немецкого народа. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес, что позволяет предельно ...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие пространственной ориентировки и тонких движений пальцев рук.О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок...
Консультация для родителей. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей»
Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес, что позволяет предельно мобилизовать их внимание....

