Консультация для родителей "Экран и дети"
консультация (младшая группа)
О вреде телевизора и гаджетов на психическое развитие детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей " Ребёнок у экрана"
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть его, усаживают перед экраном телевизора, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… экран становится главным воспитателем ребёнка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. Какие могут быть негативные последствия для здоровья и психики ребёнка? В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.
О нарушениях зрения, дефиците внимания, движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о психическом развитии ребёнка.
Одно из них — отставание в развитии речи. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают исследования, 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии, причём за последние 20 лет число детей с отставанием в развитии речи возросло более чем в 6 раз.
Но ведь когда ребёнок сидит у телевизора, он постоянно слышит речь, и это, наверное, должно способствовать речевому развитию. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включён в диалог. Да, действительно, ведущие детских передач обращаются с телеэкрана к детям, но ведь это не разговор, потому что детские ответы телевизор, естественно, не слышит. Речь с экрана не становится для ребёнка «своей», она остаётся «пустым звуком», малоосмысленным набором чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором, часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.
Чем ещё грозит речевое отставание детей?
В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Это симптомы заболевания, названного «дефицит концентрации».
В чём оно проявляется?
Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Не могут сосредоточиться на каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Однако многообразие впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже самые хорошие книги – им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не понимают текста в целом.
Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Чем ещё грозит «дефицит концентрации»?
Резким снижением фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание занять себя. не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми.
А каким образом это отражается на общении детей?
Общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным, им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Ещё один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи — это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых –развлечений.
Постоянное отсутствие инициативы, несамостоятельность мышления могут привести к тому, что ребёнок попадает в зависимость от лидера дворовой компании, а ведь далеко не всякий лидер – положительный пример для подражания.
Очень страшны для ребёнка и его окружения последствия нарастающей внутренней пустоты – здесь корни жестокости и агрессивности. Не умея убеждать словами, дети стараются «убеждать» кулаками.
И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение со взрослыми. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное позже практически невозможно. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным, он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребёнка, как и полное его игнорирование.
«У детей до двух лет экранного времени вообще быть не должно. Потому что всё, что закладывается с точки зрения психических процессов, формирования коммуникативных функций, это исключительно голос родных и близких и такое прямое, непосредственное взаимодействие. «К сожалению, полностью проконтролировать этот процесс мы не можем», - сказала Лариса Фальковская директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ.
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребёнка. Ребёнку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
Печальные последствия телевизионного досуга становится всё более очевидными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».
Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...

