Речевая готовность ребёнка к школе
консультация

Бехтольд Наталья Алексеевна

Готовность или не готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.

При помощи речи, устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка к школе.

"Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит

быть готовым всему этому научиться".

Л.А. Венгер.

Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде        чем        учить        ребенка        чтению        и        письму,        нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы

Что же представляет собой речевая готовность к школьному обучению?

  • Звукопроизносительная сторона речи

Ребёнок правильно, отчётливо произносит все звуки речи изолированно, в слогах, словах и фразах (не должен их пропускать, искажать, заменять другими). Правильное произношение звуков залог грамотного письма. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

  • Фонематических процессы и навыки звукового анализа и синтеза

Умение слышать, чётко различать все звуки речи на слух и в произношении является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.

дети должны:

  • Уметь выделять звук на фоне слова;
  • Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • Определять        позицию        звука        в        слове        (начало, середина, конец);
  • Определять        количество         и        последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • Определять количество слогов в слове,
  • Называть слова с заданным звуком;
  • Уметь составлять слова из звуков и наоборот произносить слово по звукам;
  • Знать и правильно употреблять термины «звук» («гласный-согласный», «твёрдый-мягкий», «звонкий-глухой»), «слог», «слово», «предложение».

  • Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,

библиотекарь, баскетболист, экскаватор, регулировщик и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

  • Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов).        

В своей речи он должен:

  • активно        использовать        все        части        речи        (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);
  • подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
  • понимать        переносное        значение        слов        (пословицы фразеологические обороты);
  • подбирать обобщающие понятия для группы предметов;
  • знать детёнышей животных и т.д.

  • Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь

  • Пользоваться разными способами словоизменения и словообразования;
  • Правильно        употреблять        слова        с        уменьшительно-ласкательными суффиксами (мячик, куколка);
  • Образовывать прилагательные от существительных (дождь – дождливый);
  • Изменять существительные по числам, падежам (кубик – кубики, мяч- мяча-мячу…), глаголы по видам (бегу-бегут-бежит, бегу-побегу, бежал- бежала);
  • Согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными (красный мяч, белое облако; 1 воробей, 2 воробья, 5 воробьёв);
  • Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (из стекла-стеклянный, хвост зайца –заячий и т.д.);
  • Понимать и употреблять простые и сложные предлоги (из-за, из-под, перед, около),
  • Пользоваться развернутой фразовой речью;
  • Работать с предложением:
  • правильно строить простые предложения;
  • видеть связь слов в предложениях;
  • распространять        предложения        второстепенными        и        однородными членами;
  • работать с деформированным предложением.

  • Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

  • Пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • Составлять рассказ по сюжетной картинке;
  • Составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
  • Отвечать на вопросы по тексту.
  • При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

- на лексику (полнота и точность использования слов),

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

  • Мелкая моторика рук

Обязательно обратите внимание на её развитие. Исследования ученых показали, что благодаря совершенствованию мелких движений руки успешно развивается не только речь, но и интеллект в целом. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, обладают хорошей памятью, грамотной речью, устойчивым вниманием. Развитию тонких двигательных координаций способствует застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание и развязывание узелков, шнурков и бантов.

Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии "дрожат", если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию (красивое письмо). До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:

  • обведение предмета по контуру;
  • штриховка предмета внутри контура;
  • копирование рисунка;
  • дорисовывание фигуры;

  • Психические процессы

Все психические процессы (внимание, память, мышление, речь) тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Речевая готовность ребёнка к школе - памятка для родителей детей подготовительной к школе группе

Памятка-консультация для родителей детей подготовительной к школе группе....