Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно возрастает с каждым годом. Задачи стимуляции речевого развития и формирования первоначальных речевых навыков становятся всё более актуальными не только в коррекционной, но и общеразвивающей дошкольной педагогической науке и практике.
Предупреждение и преодоление задержки речевого развития в дошкольном возрасте позволит в значительной степени избежать трудностей становления учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 114.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития
у детей дошкольного возраста
Количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно возрастает с каждым годом. Задачи стимуляции речевого развития и формирования первоначальных речевых навыков становятся всё более актуальными не только в коррекционной, но и общеразвивающей дошкольной педагогической науке и практике.
В современной детской неврологии существуют объективные данные, подтверждающие более поздние сроки миелинизации нейронов и трудности протекания процессов проведения нервных импульсов и межанализаторного взаимодействия. Таким образом, задержка и трудности формирования речевых навыков у большинства детей являются органически обусловленными. Для формирования речевых навыков этим детям требуется значительно большее количество упражнений и времени, чем при преодолении задержки речевого развития так называемого социального или соматогенного характера (при педагогической запущенности и у часто болеющих детей). Преодоление задержки речевого развития, обусловленной более поздними сроками созревания нервной системы, — не одноступенчатый процесс. Эта работа осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства и имеет свою специфику в раннем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Для детей полутора — трёх лет важно создание условий для «запуска» самостоятельной речи, стимуляция появления первых слов и фраз.
В возрасте четырех — пяти лет большое значение имеет повышение эффективности работы по формированию произносительной базы речи и навыков ее ритмико-интонационного оформления.
Для детей пяти-семи лет важно направить усилия на формирование грамматических обобщений, а также базовых навыков и умений, которые обеспечат успешное становление письменной речи.
Старший дошкольный возраст — период активного развития речемыслительной деятельности. Ребенок усваивает основные механизмы словообразования и словоизменения. Для организации работы с детьми предлагается дидактический материал, способствующий формированию грамматических обобщений и фонематических представлений. Выполнение заданий предполагает осуществление анализа, синтеза, а также других, постепенно усложняющих логических операций. В основе грамотности речи ребёнка лежит усвоение именно общих механизмов грамматики.
У детей с нормативным речевым развитием грамматические категории (навыки словообразования и словоизменения, предложно-падежные конструкции) формируются естественным образом в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
У детей с задержкой речевого развития, обусловленной речевой патологией, формирование грамматических обобщений требует большого количества специально организованных упражнений. Невозможно научить ребенка правильно употреблять каждое слово, ведь программирует и выстраивает предложения он сам. Поэтому способы словообразования и словоизменения дети должны не заучивать, а усваивать как грамматические обобщения, то есть выделять определенный механизм и самостоятельно переносить его в нужную ситуацию. Взрослый же может в повседневной жизни, в играх предлагать речевой материал, где грамматические формы и новые слова образуются по аналогии.
«Большая сумка, маленькая сумочка. Большая шапка, маленькая …»
«Сок из сливы — сливовый, а из малины …»
«Мышка из норки выбегает. Птичка из клетки …
«Птичка вылетает из клетки. Мышка выбегает …»
Для того чтобы быстрее выбирать нужные слова из лексического багажа, полезно группировать их на слова-действия (Что делает?), слова-признаки (Какой?, Какая?…), слова-названия (Кто?, Что?). Последние важно объединять по общим признакам: игрушки, посуда, одежда, домашние животные и далее в соответствии с возрастом ребенка.
Развитие предпосылок к усвоению основ грамоты является необходимым условием своевременного и полноценного формирования навыков чтения. При отсутствии необходимого стартового багажа представлений и навыков задержка речевого развития, которая ярко проявлялась на начальных этапах овладения устной речью, окажется в младшем школьном возрасте непосредственной причиной таких трудно преодолимых нарушений чтения и письма, как дислексия и дисграфия.
Обучение чтению и письму основывается на умении выделять звук в слове, определять его позицию (в начале, конце, середине слова), производить линейный звуковой анализ и синтез слова (умение называть звуки по порядку и обозначать их соответствующими буквами).
На начальных этапах работы предлагаются задания для выделения звука в артикуляционно сильных позициях: ударного гласного звука в начале слова, смычного согласного звука в конце слова. Далее дети упражняются в анализе обратных слогов типа «ам — оп». Щелевые звуки легче выделяются в прямых слогах типа «са — жу — ва». При этом важно различать твердые и мягкие согласные звуки. Например, в слове «зубы» первый звук [з], а в слове «зима» первый звук [з’]. Для анализа сначала предлагаются односложные слова типа «кот», «кит». Затем структура слов усложняется, и дети учатся определять последовательность звуков в словах со стечением согласных в середине типа «санки», «мишка» и далее в словах со стечением согласных в начале и в конце слов типа «шкаф», «волк». Предлагаются задания «Послушай каждый звук в слове по порядку». Последовательное интонационное выделение звуков производится обязательно при произнесении целого слова. Дети определяют общее количество звуков, количество гласных и согласных, постепенно осознают важное правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. Полезны упражнения на преобразование слов, различающихся одним звуком, как гласным, так и согласным. Например: «Преврати слово «сок» в слово «сук» (сам сом сон), слово «стол» в слово «стул»…
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слова (прохлопать слово по частям, составить целое слово из отдельных слогов) важно не только для успешного формирования навыков чтения, но и для предупреждения ошибок на письме (ребенок во внутренней речи как бы проговаривает слово по слогам, интонационно выделяя гласные звуки).
Большое количество ошибок письменной речи связано с необоснованным разрывом слов либо со слитным написанием слов с маленькими словами-предлогами. Поэтому формирование умений определять количество слов в предложении, используя сначала предметные, затем графические модели позволяет предупредить многие проблемы в овладении процессом письма. Для анализа и синтеза предлагаются сначала предложения из двух, трех слов без предлогов типа «Кот спит. Мама моет посуду». Затем составляются и анализируются предложения из четырех, пяти слов с предлогами, которые ребенок выделяет и обозначает как маленькие слова. «Посуда стоит на полке. Кошка сидит под столом. Собака живет в конуре. В лесу живет бурый медведь.»
Полезны также упражнения, предполагающие синтез предложений из отдельных слов. Например: «Составь предложение из слов (птица, гнездо, живет, в)».
Предупреждение и преодоление задержки речевого развития в дошкольном возрасте позволит в значительной степени избежать трудностей становления учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста. Предупреждение нарушений устной и письменной речи : практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Г.И. Кручинина. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2019. — 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста: что делать?
Задержка речевого развития — это комплекс диагнозов, общим симптомом которых является отставание в речевом развитии от сверстников.Термин «задержка речевого развития у...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.
Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития...

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
В статье речь идёт о причинах возникновения задержки речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Материал предназначен для родителей и специалистов детского сада. ...


