Скорочтение для дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)
В материале расказывается о скорочтения, его плюсы и минусы обучения дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорочтение для дошкольников.
Цель: обучение детей дошкольного возраста быстрому и эффективному чтению. Создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения. Комплексное развитие интеллекта, в том числе всех блоков памяти, логического мышления, воображения.
Задачи:
• увеличение скорости чтения вслух с полным пониманием прочитанного текста;
• значительное повышение скорости чтения «про себя»;
• обеспечение условий для комплексного развития интеллекта;
• развитие слуховой памяти;
• развитие зрительной памяти;
• развитие тактильной памяти;
• развитие мелкой моторики;
• развитие логического мышления;
• работа над улучшением концентрации и переключения внимания;
Актуальность: в интенсивности развития образовательного процесса в государственной системе образования, с одной стороны, и сформировавшейся потребностью раннего развития у современных детей, с другой стороны. В эпоху бурного развития информационного общества появилась необходимость в развитии дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим воспринимать информацию, является чтение.
При развитии скорочтения происходит:
• Развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, восприятия, логики, дыхательная и артикуляционная гимнастика, чтение трудно произносимых слов, кинезиологические упражнения;
• Развитие навыков быстрого и эффективного чтения, включающие отработку навыков быстрого чтения, жужжащее чтение, различные упражнения с текстом, расширение поля зрения (использование таблиц Шульте, лабиринтов, вертикальных таблиц и др.,
• Развитие слуховой памяти и межполушарного взаимодействия, развитие оперативной памяти, использование диктантов по И. Т. Федоренко.
Основные методы обучения:
— Аналитико-синтетический метод:
Главенствующий метод, поскольку русское правописание — фонематическое. Ребенок постепенно, на практике, нарабатывает навык слышать фонему. Он овладевает правилами позиционного чередования звуков, развивает фонематическое восприятие, и это является основой последующего освоения чтения и письма. Данный метод предполагает полностью сформированную устную речь.
— Метод глобального чтения:
В рамках метода изображение слова воспринимается как картинка, идеограмма. Ребенок изучает написание слова целиком, не вычленяя отдельны буквы. Многие специалисты утверждают, что это физиологично, поскольку мы мыслим целыми словами. Занятия должны быть частыми и регулярными. Ребенку приходится самостоятельно догадываться о принципах чтения, что является недостатком.
— Послоговои метод, метод обучения чтению по складам:
В основе метода — слог как минимальная произносительная единица речи. Метод эффективен в случаях, когда более традиционный способ для ребенка слишком сложен или недоступен. Специалисты отмечают, что чтение целых слов все же проще для глаз и мозга.
Плюсы изучения скорочтения для будущих школьников:
Современные школьники читают медленно, а ведь быстрая скорость чтения очень важна для успешного обучения. В основе скорочтения лежит визуальное восприятие информации. Обычно человеческий глаз останавливается 2-3 раза при прочтении нескольких строк. Скорость чтения взрослого человека составляет примерно 150 слов в минуту. Но владение техникой быстрого чтения позволяет усваивать до 1000 слов за 60 секунд. Оценки по предметам во многом зависят от того, насколько качественно ученики осваивают темы уроков. Скорочтение позволяет лучше понимать содержание текста и грамотно его анализировать, быстро учить стихи и фрагменты из прозаических произведений. Благодаря высокой скорости изучения текстовой информации, ребенок меньше времени тратит на учебу, а продуктивность его труда возрастает. В средних и старших классах учебная нагрузка значительно увеличивается, поэтому навыки скорочтения очень полезны для детей 10-16 лет. Им проще готовиться к проверочным и экзаменационным работам, а сам учебный процесс становится более интересным и увлекательным.
Быстрое чтение- это хорошо или плохо:
Многие родители сомневаются в том, стоит ли заниматься скорочтением со своими детьми. Они переживают, что ребенок будет воспроизводить текст автоматически, не вдумываясь в его содержание, что закономерно приведет к плохому усвоению материала. В отличие от студентов, читающих специализированную литературу, в младших классах дети знакомятся с художественными произведениями, которые насыщены описаниями. Если малыши торопятся во время чтения, то они не успевают запоминать детали прочитанного, что негативно отражается на запоминании материала. Действительно, слишком быстрая скорость чтения может мешать неподготовленному человеку воспринимать текст. Поэтому обучение скорочтению должно развивать разные навыки : не только быстроту восприятия прочитанного, но способность запоминать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...

Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Задания для скорочтения
Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Скорочтение для детей.Упражнения (из пособия Г. Абдуловой) для формирования навыка и повышения скорости и эффективности чтения....

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет "Обучение скорочтению чере развитие высших психических процессов".Рабочая программа воспитателя ГБДОУ детско...



