Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Собрание проводится с целью: психологическое просвещение родителей, знакомство их с психологическими особенностями возраста, анализ основных трудностей, возникших при переходе дошкольников в среднее звено.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с воспитателями.
«Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в подготовительной группе Филимоновского детского сада».
Воспитатель Шабала. Л. А.
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда ребёнок учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, и словарный запас.
Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью.
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для воспитателя главная задача, вызвать у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.
Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Итак, назовем некоторые из них:
-учить стихи по картинкам,
-в движении,
- использование мнемотехники,
-построчно,
- с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный, ----проговаривание хором.
Я сегодня хочу вам рассказать о тех способах, которые применяю в работе со своей группой.
1 способ. Учим стихи по картинкам
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер.
У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
(Демонстрирую картинки)
Улетают птичьи стаи,
Листья с клена облетают,
В грязных лужах неба просинь
Потому что это осень.
Круглый год.
Круглы год, круглы год
За зимой весна идет,
За весною следом,
Торопится к нам лето.
И кого не спросим
Идет за летом осень,
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
2 способ. Учим стихи в движении
Применяя этот способ, воспитатель выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении.
Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Таким образом мы учили стих-е С. Я. Маршака «Тает, месяц молодой»
(Рассказываю с движениями)
Вот тает месяц молодой
Гаснут звезды чередой
Из распахнутых ворот
Солнце красное идет
Солнце за руку ведет
Новый день и новый год.
Потешки для детей с движением.
Ножки-ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки работали
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры.
Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
3 способ. Учим стихи построчно
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ, выучили стихотворение «Дни недели».
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
4 способ. «Театральный»
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например, стихотворение А. С Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» можно выучить, если поочередно выставлять атрибуты из театра.
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
5 способ. Запоминания и проговаривания хором
Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные.
Например,
Взял я лук и крикнул: «Эх!
Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»
6.Мнемотехника (наглядное моделирование).
Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.
Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
(демонстрирую таблицы)
Заключение
Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование нестандартного подхода к заучиванию стихотворений
• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
• учит детей видеть главное;
• систематизировать полученные знания;
• развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Таким образом, разучивая стихи в работе с детьми можно достичь следующих результатов:
1. У детей появляется желание разучивать стихи
2. Расширяется круг знаний об окружающем мире.
3. Активизируется словарный запас.
4. Дети преодолевают робость, застенчивость, научаться свободно, держаться перед аудиторией.
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
