Синдром дефицита внимания и гиперактивности
статья

Материал содержит информацию о летях с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg_s.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гипереактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее распространенных расстройств развития нервной системы в детском возрасте. СДВГ встречается примерно у 5 % детского населения, при этом у мальчиков диагностируется в 2 раза чаще, чем у девочек.

Дети с СДВГ могут испытывать проблемы с концентрацией внимания, контролем импульсивного поведения (действуют, не думая о том, каким будет результат) или быть чрезмерно активными. Синдром трудно поддается диагностике и требует комплексного лечения с участием педиатра, психиатра, невролога, других медицинских специалистов, а также педагогов и родителей.

Факторы риска

  1. Генетическая предрасположенность. Однако немаловажно и влияние окружающей среды. В определенных средовых условиях генетическая предрасположенность к СДВГ может привести к развитию этого расстройства, а в других условиях – нет.
  2. Родовые травмы, гипоксия во время родов, недоношенность. Но не всегда и эти факторы приводят к развитию СДВГ. Тем более, если у ребенка нет генетической предрасположенности к этому расстройству.
  3. Комбинация факторов генетической предрасположенности и внешних неблагоприятных воздействий, особенно в первый год жизни ребенка. В это время активно формируется механизм нейродинамики в мозге, и внешние факторы риска могут привести к развитию данного расстройства. Например, эмоционально негативные переживания ребенка, связанные из-за вынужденной разлуки с матерью, могут стать таким фактором риска.

Признаки и симптомы

Известно, что что многие дети бывают гиперактивными, и иногда в тот или иной момент у них возникают проблемы с концентрацией внимания и поведением. Но не каждый ребенок с чрезмерной гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью страдает СДВГ.

Проблемы с поведением могут обратить на себя внимание в раннем детском возрасте, но дети с СДВГ отличаются таким поведением и по мере взросления. Это может создать действительно серьезные проблемы и в школе, и на игровой площадке, и дома, а также в социальной среде, в которой общается ребенок.

Уже в первые месяцы жизни у ребенка с СДВГ может возникнуть синдром повышенной нервнорефлекторной возбудимости. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, такие дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик, сопровождающийся повышенной двигательной активностью, покраснением или мраморностью кожных покровов, потливостью, тахикардией, учащенным дыханием.

В большинстве случаев у детей с СДВГ наблюдаются различные нарушения сна и часто возникают трудности с кормлением (ребенок плохо берет грудь или даже отказывается от нее, беспокоен во время кормления). Кроме того, могут, беспокоить желудочно-кишечные расстройства (частое срыгивание, иногда рвота, частый жидкий стул и/или наоборот запоры).

Нередкими спутниками СДВГ являются вегетативные дисфункции, головные боли, тики, тревожные расстройства, энурез, нарушения сна.

Начиная с 3–4-летнего возраста ребенка ведущими проявлениями СДВГ становятся гиперактивность и импульсивность, которые и заставляют родителей впервые обратиться к специалистам.

В школьные годы основной проблемой становится нарушение внимания. По сравнению с ровесниками, дети с СДВГ зачастую плохо себя ведут и слабо учатся. К подростковому возрасту становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношениями со сверстниками, тревожность и низкая самооценка.

Нарушение внимания часто сохраняется и во взрослом возрасте.

Детям с СДВГ характерны:

1.     Невнимательность, а именно:

–          неспособность сосредотачивать внимание на деталях, что влечет возникновение ошибок, небрежность в выполнении школьных заданий и других видах деятельности (например, ребенок пропускает или теряет детали, выполняет работу неаккуратно);

–          проблемы с концентрацией внимания: ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, не может сконцентрироваться в течение длительного чтения или беседы);

–          «витание в облаках» – создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь даже при отсутствии явного отвлекающего фактора;

–          игнорирование предлагаемых инструкций и невозможность выполнения до конца уроков или домашней работы (например, ребенок начинает выполнять задание, но быстро теряет интерес и легко отвлекается);

–          сложности в организации выполнения заданий и другой деятельности (например, трудно выполнить задание с последовательными действиями, сохранять в порядке материалы и вещи, распределять время и укладываться в назначенные сроки);

–          избегание, высказывание недовольства и даже оказание сопротивления вовлечению в выполнение заданий, требующих длительного умственного напряжения, например, школьные задания или подготовка отчетов, заполнение форм, изучение длинных текстов (для старших школьников);

–          забывание или потеря вещей, необходимых для выполнения заданий и дел (например, школьных принадлежностей, книг, ключей, мобильных телефонов и т.д.);

–          быстрая отвлекаемость на посторонние стимулы или мысли (характерно для подростков);

–       забывчивость в повседневных ситуациях (например, в выполнении работы по дому, поручений, для подростков старшего возраста – ответные звонки по телефону, оплата счетов, посещение назначенных встреч).

2.       Гиперактивность и импульсивность:

–          беспокойные движения в кистях и стопах, суетливость;

–          игнорирование заведенного порядка и правил (например, ребенок встает в классе во время уроков и передвигается, когда требуется оставаться на своем месте);

–          проявление беспокойства, невозможность оставаться на месте (например, ребенок часто бегает туда-сюда, куда-то забирается, когда это неприемлемо);

–          невозможность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;

–          чрезмерная болтливость;

–          быстрые ответы на вопросы без обдумывания, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, перебивает во время разговора);

–          нетерпеливость (например, ребенок часто с трудом дожидается своей очереди);

–          бесцеремонность, ребенок часто прерывает других, мешает им (например, вмешивается в беседы, игры, дела или пользуется вещами других людей без разрешения).

Формы СДВГ

В зависимости от выраженности тех или иных нарушений выделяют следующие формы СДВГ:

–          с преобладанием невнимательности,

–          с преобладанием гиперактивности и импульсивности,

–          смешанную.

Как помочь ребенку

При сильном проявлении синдрома дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная поддержка. Она предполагает 4 вида вмешательства:

1. Медикаментозная поддержка (особенно при грубой форме СДВГ). Формы ее определяет лечащий врач. Прием лекарств должен проводиться под наблюдением специалиста.

2. Поведенческая коррекция.

Также детям с СДВГ хорошо помогают виды спорта, в которых отрабатывается координация, чувство ритма, дыхание. Одновременно происходит нормализация психического тонуса, формируется командное чувство. К рекомендуемым видам спорта можно отнести плавание, традиционные восточные единоборства.

3. Контроль увеличения нагрузок на нервную систему, а, следовательно, контроль образовательного процесса ребенка. При неадекватной учебной нагрузке симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения. Поэтому нежелательно перегружать ребенка занятиями с репетитором, переписыванием неаккуратных работ, бесконечными работами над ошибками, длительным выполнением домашних заданий.

4. Семейная терапия и создание благоприятной атмосферы, в которой живет ребенок. Как правило, дети с СДВГ демонстрируют неадекватные формы поведения, с точки зрения самих родителей. Мамы, папы, бабушки, братья и сестры могут проявлять агрессию, наказывать ребенка за плохое, по их мнению, поведение. Но это только усугубляет проблему таких детей, делая их более тревожными.

Родителям надо следить за своей речью, говорить спокойным тоном. Важно, чтобы внутри семьи у ребенка с СДВГ складывались гармоничные отношения. В таких условиях выше вероятность того, что у него сформируется механизм произвольной регуляции и контроля, и он постепенно избавится от ярких проявлений симптомов СДВГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...

Консультация для родителей . Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Советы родителям     гиперактивного ребенкаКак определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?Давайте разграничим эти понятия....