Консультация для родителей: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
консультация
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Профилактика – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главных задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы. Речь ребенка развивается своевременно и правильно, если родители постоянно общаются с ним, играют, читают книги, рассказывают сказки. Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому речь взрослых должна быть четкой, правильной, без сюсюканья. При чтении и рассказывании не надо забывать о выразительности. Все непонятные слова и выражения обязательно надо объяснять ребенку, отвечать на все его вопросы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Профилактика речевых нарушений
у детей дошкольного возраста».
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Профилактика – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главных задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.
Условия, необходимые для нормального развития речи ребенка:
- Определенный уровень развития головного мозга, слуха, артикуляционного аппарата.
- Полноценное речевое окружение ( активное и правильное речевое общение взрослых с ребенком ) – так как речь не передается по наследству, опыт речевого общения ребенок перенимает по подражанию от окружающих.
- Появление у ребенка потребности пользоваться речью как основным средством общения со сверстниками и взрослыми.
Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Речь ребенка развивается своевременно и правильно, если родители постоянно общаются с ним, играют, читают книги, рассказывают сказки. Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому речь взрослых должна быть четкой, правильной, без сюсюканья. При чтении и рассказывании не надо забывать о выразительности. Все непонятные слова и выражения обязательно надо объяснять ребенку, отвечать на все его вопросы.
В раннем возрасте важно развивать у ребенка понимание речи взрослого, умение слушать, знакомить с названиями окружающих предметов и явлений. Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться с речью к взрослым. Некоторые родители допускают ошибку, стараясь предупредить желания ребенка, не давая ему возможности словами выразить свою просьбу.
Если ребенок на третьем году жизни почти не говорит или говорит очень мало, родители должны насторожиться и попытаться выяснить причину отставания в развитии речи. Эта задержка может быть вызвана многими причинами:
- заболевания ушей и носоглотки, длительные тяжелые заболевания, которые приводят к физическому истощению;
- различные поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей умственной отсталостью;
- недостатки воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточного внимания, когда с ним не занимаются.
В первых двух случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае недостаточного внимания к развитию ребенка необходимо срочно изменить свое отношение к данной проблеме, потому что, чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития ребенка.
Рекомендации для полноценного речевого развития:
- Окружить ребенка с первых дней его жизни полноценной речевой средой: стараться сопровождать свою повседневную деятельность правильной речью, называть свои действия, окружающие предметы, при этом давая ребенку возможность видеть ваше лицо и наблюдать за вашей артикуляцией.
- Поощрять любые попытки ребенка заговорить, не предвосхищать его желания.
- Говорить с малышом не спеша, короткими фразами, правильным русским языком ( не сюсюкать ).
- Каждый день читать ребенку и не раздражаться, если придется много раз читать одно и то же (то, что нравится ребенку).
- После прочтения – поговорить о том, что читали, выяснить, все ли понятно.
- Отвечать на все вопросы ребенка, поощрять его любопытство.
- Никогда не сравнивать своего малыша с другими детьми, так как каждый – индивидуален.
- Не ругать ребенка за речевые ошибки – просто повторить ту же фразу или слово четко и правильно.
- Не форсировать речевое развитие – не нагружать ребенка сложным речевым материалом, не заставлять его повторять непонятные и трудные для него слова, заучивать сложные по содержанию, форме и объему стихи, не требовать правильного произнесения звуков, которые в силу неподготовленности речевого аппарата ему еще недоступны. Эта перегрузка может привести к заиканию, неправильному формированию звуков, к замкнутости и отказу от речи.
- Необходимо развивать фонематический слух ребенка, т.е. умение прислушиваться к окружающим звукам, выделять определенные звуки речи. Этому помогут следующие игры: «Хлопни в ладошки так же, как я», «Скажи, что ты слышишь?»(закрыв глаза, описать окружающие звуки), «Поймай звук»(хлопнуть в ладоши,услышав заданный звук в ряду других звуков), «Угадай, что звучит?»(с использованием звучащих игрушек и предметов) и др.
- Необходимо развивать речевое дыхание. Маленькие дети во время речи не всегда умеют правильно, рационально расходовать воздух. Выдох должен быть достаточно продолжительным и сильным. Поэтому необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Для этого есть несложные упражнения:
- сдувать в руки небольшие кусочки бумаги или ваты;
- летом сдувать пушинки с одуванчиков;
- дуть на бумажные вертушки;
- играть в «футбол»(сделать на столе «ворота» и задувать в них ватный мяч);
- выдувать мыльные пузыри, надувать шарики, дуть в дудочки и свистки.
Важное условие: вдох должен быть спокойным, не поднимая плечи, а выдох – непрерывный, плавный и сильный.
- Постоянно расширять словарный запас ребенка – называть предметы, окружающие ребенка, объяснять, для чего они нужны, из чего сделаны, какие они по цвету, форме, из каких частей состоят. Находясь на улице, отмечайте особенности данного времени года, называйте встречающиеся по пути растения, животных, птиц, виды транспорта. Не забывайте называть дни недели, части суток, месяцы. Приучайте ребенка сравнивать и сопоставлять предметы – находить в них черты сходства и различия.
- Развивайте мелкую моторику рук – на кончиках пальцев – истоки способностей и дарований ребенка. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание.
Развитию рук способствуют:
- мозаика, конструкторы,пазлы;
- расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек;
- аппликация, лепка, вышивка;
- рисование, штриховка, работа с трафаретами;
- пальчиковая гимнастика.
Таким образом, ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений имеют важную роль в правильном и здоровом развитии ребенка, которое будет способствовать успешному преодолению нарушений речи и исключит различные проблемы и трудности в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Разработала: М. В. Пышненко, руководитель физического воспитания С первыми шагами у ребёнка начинается процесс формирования стоп. Окончательно стопа фор...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Здоровье ребенка- в его ногах... ...

Консультация для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Плоскостопие-это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь и, как следствие, является нарушением опорно-двигательного ...

Консультация для родителей: "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста".
Материал адресован родителям с целью профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"
Консультация для родитеелй "Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста"...
