Консультация для родителей "Правша или левша?"
консультация
Предварительный просмотр:
Левша или правша?
До определенного возраста невозможно понять какой рукой ребенку удобнее все делать. Часто совсем маленькие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками, и бывает трудно понять - какая рука ведущая. Кроме того, некоторые люди, леворукие от природы, могут хорошо развить и правую руку – и тогда их леворукость становится неочевидной. Меж тем, хорошо бы точно понимать, какая из рук является ведущей, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши. У них другой способ обработки информации и другие эмоциональные реакции.
Еще совсем недавно в детском саду, в школе всячески пытались переучить детей с левой руки на правую. Те, в свою очередь, очень быстро понимали, что быть не таким, как все, стыдно и старались скрыть свой “изъян“. Однако не многим удавалось полностью победить себя. Да, малыши действительно начинали писать или рисовать правой рукой. Только почему-то сразу же становились невнимательными, рассеянными, забывчивыми и, что самое неприятное, раздраженными. И умственные способности, а также особенности характера тут совершенно ни при чем. Просто они ежедневно шли против своей природы, боролись с собой, преодолевали себя, тратя на это все силы. Это как учиться ходить на руках. В принципе возможно. Но сможем ли мы однажды добиться совершенства, а главное, станет ли нам когда-нибудь так же удобно, как на ногах? Давайте все-таки ценить то, что заложено в ребенке, и помогать ему это развивать и использовать в жизни, а не наоборот.
По большому счету дети до двух лет амбидекстры, то есть умеют одинаково ловко пользоваться обеими руками. Сосет палец правой ручки, а левой гремит погремушкой. Одной возводит башенку, а другой держит бутылочку с водичкой. И все это одновременно. Так и должно быть. Только родитель не должен вмешиваться в этот процесс. Скажем, вкладывать игрушку в определенную руку, класть ложечку исключительно справа от тарелки. Потому что таким образом вы сковываете ребенка рамками: мол, нужно так, а не иначе.
Специалисты отмечают, что некоторые родители подсознательно не дают крохе шансов быть левшой (является он таковым или нет) чуть ли не с грудничкового возраста. Каким образом? Допустим, вы берете младенца на руки и прижимаете его одним бочком к себе. Если вы правша, то и держите с этой стороны. Следовательно, ограничиваете пространство ребенка слева. Вы общаетесь, что-то показываете, предлагаете игрушку, бутылочку, пустышку – и все это малыш может взять только правой рукой. Первый акцент сделан. Стоит ли говорить, что весь мир ориентирован исключительно на правшей? Ручка на двери, защелка на коробочке, выключатель. Они расположены так, что ими без труда сможет воспользоваться праворукий человек, но не левша. А как насчет канцелярских принадлежностей? Самое сложное для леворуких – овладеть ножницами. Но и с карандашами-ручками-фломастерами приходится повозиться. Это особенно сложно в момент знакомства с этими предметами.
Основное, что должны понимать папы и мамы – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение. Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом, правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую. В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же полушарие называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление. Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами. Тем не менее, нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств.
Чтобы картина стала яснее, проведите тест со своим ребенком.
В форме игры попросите:
- похлопать в ладоши;
- погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
- открутить колпачок на бутылочке с водой
- показать “сороку-ворону“ (водить пальцем одной руки по ладони другой).
В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился.
Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?
- Возьмите лист бумаги и проделайте в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на вас. Какой глаз вы увидели?
- Теперь дайте малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку.
Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.
Для определения ведущей руки также можно предложить ребенку следующие упражнения:
- Переплетение пальцев рук
Предложите сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- Поза Наполеона
Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.
- Аплодисменты
У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.
- Узелки
Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.
- Прыжки
Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.
- Рисование
Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
- Мишень
Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.
- Телефон
В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.
- Крест-накрест
Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.
Если ваш ребенок ярко выраженный правша, ему удобно жить в окружающей его реальности. А вот комфорт левшей родителям придется обеспечивать своими силами. Лучше не делать на этом акцент, чтобы малыш не чувствовал себя не таким. Пусть у него появятся вещи, с которыми легко управляться. Найдите магазин для левшей и приобретите необходимые мелочи: ручку (есть специальные, для правильной постановки руки), карандаши, фломастеры (с трехгранной формой) ножницы, линейку. Усаживая ребенка за письменный стол, учтите, что источник света должен быть справа. Да и предметы располагайте так, словно создаете зеркальное отражение стола правши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....



