Игра- как ведущий вид деятельности дошкольника.
консультация

Тищенко Анжелика Станиславовна

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

От того, в каких условиях будет протекать детство, во многом зависит будущее ребенка.

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti_doshkolnika.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - основной вид деятельности дошкольника.

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

От того, в каких условиях будет протекать детство, во многом зависит будущее ребенка.

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Вот почему игра важна для детей.

Ведущая деятельность в этот период - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий.

Таким образом, главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

  • воображение и фантазия
  • коммуникативные способности
  • способность к символизации и преобразованию
  • функция обобщения
  • произвольность поведение (сила воли)
  • идеальный план
  • умение думать и др.

Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

  • в движении
  • в общении
  • в познании
  • в самореализации, свободе, самостоятельности
  • в радости, удовольствии
  • потребность быть «как взрослый».

Виды игр, средства, условия

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.

6.В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознал и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь, на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность

Играйте больше со своими детьми, ведь игра для ребенка — не просто развлечение, а «естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте», «искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВДля успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию,  целесообразно готовить и проводить спорт...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

В соответствие с ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...

Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.

Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....