Психологическая готовность к обучению грамоте
консультация
В документе раскрыты параметры психического развития, необходимые для успешного обучения грамоте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к обучению грамоте
Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения, то есть грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам.
Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Психологическая готовность к обучению грамоте - это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а так же спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.
Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения, необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а так же эмоционально – волевой зрелости и речи.
Таким образом, представляется возможным выделить следующие параметры психического развития, необходимые для успешного обучения грамоте:
- наличие учебной мотивации или мотивационная готовность к обучению в школе;
Во время занятий с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Взрослый при этом должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Создание ситуации успеха позволяет ребенку верить в себя и свои возможности, а так же стимулирует ребенка достигать поставленного результата, даже если это получается не сразу. Такое поведение при общении с ребенком позволяет сформировать мотивационную готовность к обучению грамоте.
- достаточный уровень интеллектуального развития, владение ребенком простыми операциями обобщения, а так же достаточное развитие всех высших психических функций;
Владение операциями обобщения позволяет сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. От степени сформированности данного процесса напрямую зависит обучаемость ребенка. Обучаемость, в свою очередь, включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.). Второй этап заключается в переносе усвоенного правила выполнения на аналогичные, не тождественные ему, задания.
В содержание понятия интеллектуальной готовности так же включают достаточный уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности, т.е. интеллектуальная готовность – это готовность к активной познавательной деятельности
- определенный уровень развития произвольного поведения и эмоционально – волевая готовность
Произвольно поведение – это осознанное, целенаправленное поведение, то есть то поведение, которое осуществляется в соответствии с поставленной целью или намерением.
При этом важно обратить внимание на следующие особенности поведения дошкольников: • внимательно ли он слушает взрослого; • дослушивает ли задание, не перебивает и не начинает выполнять задание, не выслушав его полностью; • старается ли точно выполнить инструкции взрослого; • обращается ли за помощью в процессе выполнения, если не понял задания или что-то забыл; • признание авторитета взрослого и настрой на взаимодействие; • как воспринимает замечания и исправляет ли недочеты в работе
Обучение чтению и письму предполагает, что обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важный элемент устной речи.
С анализа « живой речи» рекомендовал начинать К. Д. Ушинский. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.
Целесообразность привлечения внимания к структуре звучащего слова в период подготовки к обучению грамоте объясняется тем, что в дальнейшем, по мере ознакомления с буквами, во время чтения, а затем и письма в сознании обучаемого будет происходит воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Одной из психологических предпосылок овладения чтением и письмом является представление о том, что слова не только называют определение но и предметы, их признаки, действия, состояния, но и звучат, т.е., состоят из звуков. Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки начала обучения грамоте.
- в средней группе продолжают знакомить с терминами « слово», « звук» практически, без определений, т.е., учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно. Формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук, называть слова с заданным звучанием.
- в старших группах учат проводить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемы звуки( гласные, согласные твердые и мягкие, ударные гласные]6 безударные гласные).
- в подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение чтению и письму.
До ознакомления с буквами дети должны не только научиться слышать и выделять отдельные звуки в словах , но и усвоить что звуки в слове следуют один за другим в определенной временной последовательности. Без формирования навыков звукового анализа, без развития у детей фонематического восприятия обучать грамоте трудно.
Определение последовательности звуков в словах – сложное умственное действие. Его следует формировать постепенно по следующим этапам:
1.Составление предварительного представления о знании;
2. Освоение действия с предметами;
3. Освоение действия в плане громкой речи;
4. Перенос действия умственный план и окончательное становление действия.
На 1-м этапе при помощи подчеркнутого произнесения отдельных звуков в слове детям дают возможность « проникнуть» в звуковую структуру слова, « прикоснуться» к ней.
На 2-м этапе – звуковую структуру слова представляют в виде материальных единиц: фишек, схем. Ребенок видит клетки схемы ( место звуков в слове), берет фишки – звуки и располагает в схеме. То., звуки, составляющие слово, воспринимаются и слухом, и зрением, осязанием.
На 3-м этапе ребенок последовательно называет, проговаривает звуки, не моделируя схему слова.
На 4-м этапе снимается и проговаривание. Ребенок определяет порядок расположения звуков в слове про себя « в уме».
Исследователи установили: самостоятельное выделение звука из слова на первых этапах обучения невозможно без интонирования, особого произнесения звука. Ему, как способу выделения звука, и стоит учить детей.
Интонирование позволяет услышать отдельные звуки, выделить первый и последний звуки. Для установления последовательности звуков в словах необходимы еще и действия детей с материальными единицами – фишками.
Таким образом, для успешного начала обучения в школе у ребенка должны быть сформированы основные компоненты психологической готовности. Данные компоненты основываются на необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка и включают в себя: мотивационную готовность к обучению в школе; достаточный уровень развития произвольности и эмоционально – волевой готовности; определенный уровень развития и владения ребенком операциями обобщения, а так же достаточный уровень развития всех высших психических функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Сообщение к родительскому собранию: "Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению."
Сообщение к родительскому собранию: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению.Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием гот...
Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"
Данная консультация будет интересна и полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Первым условием ...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...

