О ПРАЗДНИКЕ И РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В НИХ.
консультация

 Лина П.

ПРАЗДНИК - ЧУДО ОБЩЕНИЯ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_i_roditeli.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАЗДНИК

И РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НЕМ  (Луцкина ЕВ)

Как все мы — педагоги, методисты, администрация, родители понимаем цель музыкального воспитания в детском саду и его роль в общем развитии детей? Если цель состоит в том, чтобы показать, продемонстрировать, удивить, развлечь, то это одна модель, со своей философией и принципами. Она несколько десятилетий бытует в нашей стране. Если цель — вдумчиво и постепенно развивать, наблюдая и помогая каждому ребенку в его движении к музыке, то это совершенно другая модель, основывающаяся на иных подходах. Чтобы не наблюдалось явного  падение уровня культуры, праздник в детском саду должен измениться.  Очевидно, что в детском празднике не может быть просто взрослых зрителей, как таковых. Дети и взрослые — воспитатели, родители вместе участвуют и создают сам праздник. У них есть общее праздничное пространство, в котором они взаимодействуют: играют, поют, танцуют, шутят, отдыхают, общаясь. Причем, взрослые должны отчетливо понимать, что это они организуют праздник детям, а никак не наоборот! Полноправным "действующим лицом" здесь становятся музыка, движение и слово. Если задуматься, то истинным содержанием праздника является не сценарий с написанным в нем текстом, а чувства приподнятости, раскованности, легкости, веселья, удовольствия. Нет всего этого — нет и праздника.  Каждый родитель, который принимает решение придти на детский праздник должен, как минимум, посоветоваться с воспитателями о своем участии в нем. Например, чья-нибудь мама может поиграть с детьми на инструментах и получить для этого свою партию. Чей-то папа будет смешным клоуном или джентльменом, который, встречая всех у дверей, почтительно снимает свой цилиндр. Для менее активных мам и пап можно найти спокойные роли, например, "зажигатель свечей" на торте. Есть множество простых и безыскусных способов встряхнуть ленивые души взрослых, привлечь их к сотрудничеству в таком непростом деле, как детский праздник.  Совместное пение одной-двух песен, исполнение пары несложных, игровых по сути, танцев, целью которых будет общение, а не трюки руками и ногами с маской труда на лице, возможно также совместное музицирование на инструментах — этого вполне достаточно, чтобы музыкальная часть праздника была полноценной. Ничего не надо долго учить и репетировать! Некоторая доли непредсказуемости станет лучшим украшением праздника. Готовясь к нему, родители могут подготовить семейный номер для своего выступления вместе с ребенком, и это будет настоящим сюрпризом для всех.  Словом, на пути к созданию сообщества детей, родителей, педагогов в детском саду, в их сотрудничестве и творчестве на благо рождения праздников с новым содержанием видится выход из тупика, в котором мы все невольно оказались. Музыкальный руководитель должен перестать быть массовиком-затейником и заняться своими прямыми обязанностями: систематическим и последовательным музыкальным развитием детей по современным программам и методикам.  За каждым музыкантом, которому уже сегодня своим умением грамотно работать удастся убедить в этом коллектив воспитателей и родителей, будет стоять маленькая победа здравого смысла! Ведь обучать можно играя обучать, обучая развивать и делать это с удовольствием для всех участников процесса. 

Всем хочется, чтобы праздник в детском саду как можно меньше был похож на отчет детей перед взрослыми и становился праздником их совместного общения. Но как десятилетиями сложившуюся систему начать понемногу разворачивать в другую сторону? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поразмышлять на тему: зачем ребенку музыка? Наверно, не для того, чтобы обслуживать амбиции взрослых. Вообще, любые амбиции здесь ни при чем. И чем дальше наше педагогические цели от желания продемонстрировать себя, тем точнее мы настраиваемся на то, что нужно ребенку. Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста и нужна, как вода и воздух. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку гармонизовывать внутренний мир, приводить его в состояние равновесия, радости и полета. А еще служить средством общения человека c самим собой и людей с друг с другом. Исходя из этой философии можно думать о том, каким сделать праздник, и как в нем будет представлена музыка. В детских глазах без всякого перевода должно читаться счастье общения.  Слова песен, которые дети разучили на занятиях, мы заранее размножили и разложили на стульях для родителей, чтобы в зале все могли петь вместе. Мы поняли, что принцип расстановки стульев, на которые садятся дети и родители, тоже очень важен, поэтому отказались совсем от разделения зала на сцену и зрителей. Чаще всего стулья мы теперь ставим двумя полукругами: сзади большие для родителя, а впереди маленький — для его ребенка. Впереди образуется общее пространство. Так они и сидят рядышком, имея возможность обменяться взглядом, словом — и в этом мы тоже увидели такую необходимую нам непринужденность, раскованность, без которой не может быть ощущения праздника. Зрителей как таковых в нем нет, есть участники. Когда родители участвуют, им становится некогда оценивать. Зачем и какая музыка в таком празднике? Наверно, она должна быть вдохновляющая и объединяющая. Это не значит, что надо наполнить зал шлягерами и превратить праздник в примитивную дискотеку. Просто на празднике должно быть не исполнение песен, танцев и других каких-то номеров, а музицирование, желательно совместное — детей со взрослыми. Наверно, не все время, а там, где это уместно. Ребенок чувствует себя комфортно, когда рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему психологически не растеряться, быть уверенным и спокойным. Смысл музыкального воспитания, как и самой музыки — в получении радости от общения с ней. Любой навык в оправе из скуки и страха — это что-то бесконечно далекое от музыки. Ребенок интуитивно умеет радоваться звукам. Эта способность человеку дается от рождения. Хорошо бы не лишить ребенка ее еще в детском саду. В этом нам помогут как новые методики музыкального воспитания, исходящие из возможностей и потребностей ребенка, так и новые формы праздников, основанных на идее совместного общения.  Хочется закрыть глаза и помечтать о том, что в каком-нибудь ничем особо не примечательном детском саду несколько раз в год случается удивительная вещь: дети и взрослые находят неподдельную радость в общении друг с другом на праздничных встречах. Они ее не просто находят, а ищут и к ней стремятся, делают все, чтобы эта радость состоялась для любого участника праздника, даже случайно на него попавшего. В чем она конкретно будет заключаться — это тайна, и ее каждый унесет с собой как собственное особое ощущение полета, легкости и любви. Такую чистую радость могут дарить друг другу только люди, никакие материальные «сокровища» на это не способны. Чувствуя, что глаза находящихся рядом полны бескорыстного внимания и доверия, люди сбрасывают свои обычные маски, и тогда они все вместе способны творить чудо праздника, в воздухе которого будут вспыхивать звезды, а искры душ будут сверкать, озаряя общение теплотой искренностью.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Роль родителей в подготовке и проведении праздников.

Роль родителей в подготовке и проведении праздников.Вся жизнь вселенной построена из определенных ритмов – циклов. На смену дня приходит ночь. За приливом следует отлив, за осенью – зима, за штормом ш...

Роль родителей при подготовке к праздникам

Статья о помощи родителей при подготовке к праздникам и развлечениям. Как правильно настроить ребенка к прочтению стихов, или инсценировок, как помочь приодолеть страх выступления перед публикой....

Роль родителей при подготовке к праздникам

Статья о помощи родителей при подготовке к праздникам и развлечениям. Как правильно настроить ребенка к прочтению стихов, или инсценировок, как помочь приодолеть страх выступления перед публикой....

Роль родителей при подготовке к праздникам

Статья о помощи родителей при подготовке к праздникам и развлечениям. Как правильно настроить ребенка к прочтению стихов, или инсценировок, как помочь приодолеть страх выступления перед публикой....

Роль родителей при подготовке к праздникам

Статья о помощи родителей при подготовке к праздникам и развлечениям. Как правильно настроить ребенка к прочтению стихов, или инсценировок, как помочь приодолеть страх выступления перед публикой....

Консультация для родителей " Праздники, их роль в жизни ребёнка".

Данный материал будет полезен родителям дошкольников. Даны рекомендации родителям о роли праздников и развлечений в жизни ребёнка....

Статья Калининой В.В., инструктора ФК." Роль двигательной активности в жизни ребенка и роль родителей в безопасном воспитании детей здоровыми"

Выступление на родительском собранииРоль двигательной активности в жизни ребенка и роль родителей в безопасном воспитании детей здоровыми.Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, ве...