Методическая разработка « Русская народная культура для старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Оксана Васильевна Глущенко

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_rastim_patriotov.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждения Самарской  области  основная  общеобразовательная школа  № 17 г. Новокуйбышевск  г.о. Новокуйбышевск  Самарской  области  структурное подразделение

« Детский  сад « Аленушка»

Методическая  разработка

Проектирование  модуля    

   « Русская  народная культура  для  старших  дошкольников»

Номинация

Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма обучающихся.

                                                                              Авторы:

                                                                                             

  Воспитатель

Глущенко Оксана  Васильевна

Новокуйбышевск  

Содержание:

Пояснительная  записка

Основная часть

Список использованной литературы

Приложение

Пояснительная записка

 Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.                                    

 С. Михалков

Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохранено земляками. Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения.

Важность  воспитания патриотизма и гражданственности подчеркивается в государственных  документах  в  области  образования: в  законе « Об образовании в РФ»,  «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в указе Президента « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», « О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания и стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» на создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

В период обновления дошкольного образования возрастает роль регионального компонента, в том числе изучения родного края, история которого открывает перед нами сотни дорог, и каждая дарит волшебную тайну или открытие.

ФГОС ДО нацеливает на формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Патриотическое воспитание начинается с самого простого – воспитания любви к родному дому, семье, городу, к родной природе, краю, культурному достоянию народа.

 Русская народная культура с ее самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом, который удачно реализован нами в проектировании  модуля     « Русская  народная культура  для  старших  дошкольников»   в  рамках  реализации вариативной  части  основной  общеобразовательной  программы  детского  сада.  

Актуальность

 В последние годы наблюдается отчуждение подросткового поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического народного опыта.

Утрата культурных  ценностей  народа, равнодушное  отношение к  опыту  прошлых  поколений обусловлено потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа, все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания  толерантной, духовно – нравственной личности.

Сейчас, с возвращением  национальной  памяти  все больше хочется  знать о русской  культуре, о  том, как жили  наши  предки, во  что  одевались, как отмечали  праздники, какие  соблюдали  обычаи  и традиции и т.д..

Культуру  Руси можно  сравнить  с величавым  деревом, крона  которого  имеет  тысячи  ветвей,  несметное  количество  листьев   и  мощные,  глубоко  уходящие  в  землю  корни.

В  каждом  округе, регионе  нашей  страны  есть  необходимое содержание  для  патриотического  воспитания  дошкольников: в каждом  месте  своя  природа, традиции, быт, история, достопримечательности, талантливые  люди, народное творчество,  показывающие величие родного  уголка.

Издавна наша  страна  славна  своими  защитниками, которые охраняли границы  родной  земли. Много славных  полководцев  прославили  Россию с  древних  времен  до нашего  времени. Знакомя  с  защитниками  Отечества  от богатырей и до  солдат  Российской  армии, мы  зарождаем в дошкольниках  чувства гордости и любви.

Педагогическая целесообразность объясняется организацией комплексного процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре в доступной для них форме. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет определить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников.

Данный модуль разработан с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

  • в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет психофизических и возрастных особенностей детей, преемственность традиционных и современных форм развития, полихудожественность образовательного содержания и т.д);
  • формах обучения (интегрированные занятия, викторины, виртуальные экскурсии, связь с социальными партнерами и т.д.);
  • методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации и др.);
  • средствах воспитания и обучения.

С  учетом  программных  документов ДОО  должны  перейти  на новый  уровень  взаимодействия  с  социумом, разнообразить формы  педагогической  работы.

Участие дошкольников в интерактивных мероприятиях, проводимых на основе договорных отношений с социальными партнерами ( центральная детская библиотека, художественное отделение музея истории города, музейно – образовательный центр «Школа – музей – культура» г. Самары, ВСШ «Отчизна», Ульяновский историко – художественный музей и д.р.) вызывает отклик в душе ребенка, способствует формированию черт характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества, первичных чувств патриотизма.

Задачами разработки модуля являются:

  •   создать необходимые  условия для  организации содержательно насыщенной деятельности и общения  с детьми  и взрослыми;
  • приобщить дошкольников к духовно – нравственным ценностям своего народа, к миру родной культуры;
  • формировать первоначальные чувства патриотизма, гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций и чувство принадлежности к малой родине;
  • развивать познавательный интерес к речевой, музыкальной культуре, истории России  средствами народного фольклора;
  • обобщить и расширить знания и представления воспитанников о народно – прикладном искусстве русского  народа, народных играх;
  • создать условия для творческого развития основ духовно – нравственной личности детей.

Ожидаемые результаты освоения данного модуля:

воспитанник будет знать:

  • свое имя, отчество, адрес;
  • название своего города (села, деревни), страны;
  • символику города, края, страны;
  • названия распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц самарского края и редких, занесенных  в  Красную  книгу  Самарского  края;
  • детали традиционного русского костюма и их символику;
  • виды и изделия русских ремесел;
  • обряды и традиции, связанные с воспитанием ребенка в русской семье;
  • пословицы и поговорки о Родине, семье;
  • все виды фольклора;
  • наиболее важные православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение.

Дошкольник будет уметь:

  • рассказывать о своей семье, ее традициях, ближайших родственниках, показывать их на изображении родословного дерева;
  • составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях русского народа;
  • передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах, поделках;
  • выбирать и организовывать игры согласно ситуации, календарному циклу;
  • рассказывать русские сказки, используя отдельные диалектные слова и манеру сказочного повествования.

Воспитанник будет способен:

- проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города, его традиционной культуре, задавать вопросы в ходе тематических экскурсий, бесед при прослушивании произведений устного народного творчества;

-сможет участвовать в народных праздниках и тематических развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках;

-сможет использовать моральные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Родина  начинается  с  семьи. Приобщение  к  родным  местам, к русской  культуре не  возможно без  активного  вовлечения  родителей в  образовательный  процесс. Семейные поездки в заповедные уголки родного края, знакомство с семейными, реликвиями, фотографиями,  участие родителей  в праздниках, играх, в изготовлении русских костюмов, а также в территориальных, городских, областных фестивалях, конкурсах, акциях – все это способствует развитию социально – педагогического  партнерства  семьи и детского сада в процессе приобщения старших дошкольников к народной культуре.

Авторы модуля самостоятельно определили тематику и содержание работы с детьми. Он представляет тематическое планирование деятельности с дошкольниками на месяц  с интеграцией образовательных областей, задачами  и их реализацией в разнообразных формах и методах. Цель педагогов - дарить радость ежедневных открытий, наполнить их воспитательным содержанием, заронив в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.

 Содержание и объем каждой темы может варьироваться в зависимости от компетентности педагога, подготовленности детей и наличия соответствующей эвристической развивающей среды. Краеведческий  материал  тщательно  отбирается, чтобы  вызвать  интерес и эмоциональный  отклик  у  детей, перерабатывается  в  соответствии с  возрастными  и  индивидуальными  особенностями  дошкольника.

Успешной  реализации модуля способствуют наиболее эффективные формы  и  методы работы  воспитателя  с  детьми:

- умелое  сочетание  эмоциональных  рассказов  и   исторических  бесед;

- целевые  прогулки  и экскурсии по  городу;

- виртуальные  экскурсии с использованием ИКТ;

- картотека русских народных подвижных игр;

- проектная деятельность с участием  родителей;

- драматизация  и  инсценировка сказок  и  рассказов;

- презентация  методических разработок по родному краю: «Жигулевский заповедник», «Музей под открытым небом» и т.д.  

Проектирование модуля «Русская народная культура для старших дошкольников»

Сентябрь  «Мой дом - моя семья»

      «  Моя родословная – образ моей семьи»

« Познавательное развитие»,    «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

«Физическое развитие»

  • Закреплять представления о родственных отношениях;
  • О происхождении фамилий, о традициях и обычаях;
  • Формировать личностное отношение к родному дому как общечеловеческой ценности: воспитывать уважение, отзывчивость, внимание, заботу о близких людях;
  • Развивать потребность в приобретении новых знаний о себе, семье, роде.
  • Воспитывать уважительное отношение к старшим, развивать познавательный интерес;

  • Беседа о семье, родном доме;
  • Выставка семейных фотоальбомов детей «Моя родня»;
  • Дидактическая игра «Кто кем кому приходится»;
  • Игра-интервью «Что я знаю о родных».

«В кругу семьи»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Умение распределять обязанности по дому: убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.д;
  • Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, дедушки, отца, бабушки;
  • Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
  • Беседа с детьми по сюжетным картинкам «Домашние обязанности»;
  •  С/р игра «Семья»;
  • Заучивание пословиц о семье;
  • Рисование на тему «Моя семья».

«Семья полна своими традициями»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;
  • Помочь детям осознать значимость семейных традиций в семье;
  • Воспитывать у детей заинтересованное и уважительное отношение к членам семьи и семейным ценностям.
  • Рассматривание иллюстраций: цирк, зоопарк, театр кукол;
  • Беседа : «Праздники в нашей семье»;
  • Д/и «Кому что нужно»;
  • Прослушивание аудиозаписи песни «Улыбка»;
  • П/и «Горелки».

Октябрь «Родной город»

 «Новокуйбышевск – песня моя»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

  • Формировать уважительное отношение к истории родного города;
  • Уточнить представление детей о последовательности событий в жизни родного города;
  • Пополнить знания детей о городе нефтяников и нефтепереработчиков;
  • Воспитывать чувство признательности и любви к родному городу.
  • Рассматривание альбома о городе;
  • Прослушивание песни (муз. Э.Колмановского, сл. И. Шаферана), « Под крышей дома твоего»;
  • Составление рассказа о городе по схемам;
  • Строительная игра «Город будущего».

«Улицы нашего города»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

  • Воспитывать культуру общения и взаимодействия детей в досуговой деятельности;
  • Закреплять знания детей о названиях улиц города, их достопримечательностях;
  • Формировать представления, что в названии улиц содержится история города.

  • Познавательная беседа: истории улиц города;
  • Рассказ детей об улицах, на которых они живут;
  • Виртуальная  экскурсия  по  улицам  города;
  • Рисование

« Наша  улица» .

«Красивые места в городе»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

«Физическое развитие»

  • Формировать уважительное отношение к достопримечательностям родного города;
  • Воспитывать любовь к родному городу;
  • Формировать патриотические чувства.
  • Слайды с изображением достопримечательностей города (парков, храмов, музеев);
  • Занятие – путешествие «История родных мест»;
  • Рассматривание альбома «Памятные места Новокуйбышевска»;
  • Посещение выставки картин знаменитого художника города Конева В.Н.

( художественная галерея)

Нефтяник, химик и строитель живут здесь дружною семьей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Пополнить и расширить знания детей о городе нефтяников и нефтепереработчиков;
  • Формировать у дошкольников познавательный интерес и уважительное отношение к трудовым будням родного города;
  • Воспитывать любовь и гордость за славный город нефтяников.
  • Беседы и рассматривание иллюстраций о городе, его достопримечательностях и промышленности;
  • Викторина «Знатоки города»;

Ноябрь  « Край, в котором мы живем»

Тема недели

Интеграция областей

Задачи

Формы и методы работы

«Мой родной, Самарский край»

«Познавательное развитие», Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

  • Расширить  и обобщить знания детей о достопримечательностях Самарского края;
  • Способствовать проявлению интереса к достопримечательностям Самары.
  • Рассказы о местах отдыха. Самарского края. (Самарская лука – Музей под открытым небом, жигулевский заповедник);
  • Рассматривание иллюстраций с изображением  живописных мест ближайшего окружения;

  • Просмотр иллюстраций на интерактивной доске. (места отдыха горожан, архитектурные исторические памятники);
  • Дидактическая игра «Путешествие по родному краю».

«Искусство Самарского края»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Расширить у детей знания и представления о народных промыслах края: абашевская игрушка, «тавлинская резьба» , берестяное ремесло, « жигулевская  матрешка» в образе героев сказаний и легенд знаменитые художники, и т.д.;
  • Формировать художественный вкус,  развивать эстетическое отношение к искусству родного края;
  • Разбудить в душе ребенка эмоциональный отклик  на красоту  изделий народных мастеров.

  • Интерактивная беседа с детьми сотрудника музейно – образовательного центра «Картины русских художников»
  • П/и «Золотые ворота».

«Удивительный мир растений родного края»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательно – исследовательская деятельность».

  • Обобщить знания детей о растительном мире нашего края;
  • Систематизировать знания детей о многообразии растений;
  • Формировать представления детей о росте и развитии растений с помощью опыта;
  • Воспитывать экологическую культуру детей в процессе освоения экологической среды.
  • Рассматривание иллюстраций с растениями нашего края;
  • Наблюдение за растениями ближайшего окружения;
  • Д/и «Что есть у каждого растения»;
  • Опыт: «растение с водой и без воды».
  • Оформить  книгу « Редкие растения края , занесенные в Красную книгу»

«Животные и птицы нашего края»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

  • Познакомить детей с животными и птицами Самарского края;
  • Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных и птиц;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью животных и птиц нашего края.

 Презентация «Животные и птицы Поволжья».

  • Лепка по рассказу В.Бианки «Купание медвежат»;
  • Подвижная игра «Хитрая лиса».

Декабрь «Наша Родина Россия»

«Мы живем в России»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Закрепить и обогатить знания детей о стране, в которой мы живем, о России;
  • Познакомить с государственными символами – гербом, гимном и флагом России;
  • Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
  • Рассматривание  энциклопедий и календарей о Родине;
  • Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше отечество»;
  • Слушание песни о Родине «С чего начинается Родина»;
  • Дидактическая игра «Что карта может рассказать».
  • Конкурс чтецов «Россия – россиюшка» (дети средних, старших и подготовительных групп)

«Прикладное искусство русского народа»

  • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;
  • Формировать у детей эмоциональный интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства;
  • Закреплять  умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, гжельской);
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров русского народа.

  • Рассматривание изделий народных промыслов, альбомов, рисунков, изобразительная деятельность:

роспись вырезанных из бумаги и лепных работ (ложки, гжельская посуда, дымковские кони);

  • Тематическое развлечение

« Проходи честной народ, ярмарка вас ждет»

«Русская народная игрушка»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Формировать умение изготавливать игрушку своими руками;
  • Воспитывать интерес к народной игрушке и бережное отношение к искусству своего народа.

  • Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке;
  • Просмотр презентаций на ИД про русские народные игрушки;
  • Выставка «Народные игрушки своими руками»;
  • Художественное творчество «Русская красавица Матрешка» ( украсим матрешке сарафан).

«Березовая Русь»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Обогатить знания детей о березе как символе России;
  • Воспитывать эмоциональное действенное отношение к природе.
  • Чтение и обсуждение книги «Березовая карусель»;
  • Рассматривание березовой коры и изготовление поделок из нее;
  • Заучивание стихотворений с детьми о березе;
  • Рассматривание иллюстраций о березе в разных временах года.

Январь « Чем дальше в старину мы смотрим, тем больше прошлым дорожим…»

«Русский народный костюм»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством экскурсии в краеведческий музей и библиотеку;
  • Развивать зрительное мышление, целостное восприятие внимание и память;
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувство гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок , рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности.
  • П/И «Наш платочек голубой»;
  • Д/и «Одень куклу»;
  • Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»;
  • Просмотр мультфильма «Морозко»;
  • Предварительная интерактивная выставка « Костюмы народов поволжья» ( музей г.Ульяновска)
  • Продуктивная деятельность «Сарафан» (из бумаги);
  • Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»(из салфеток).

«Традиции, обычаи, праздники»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
  • Активизировать представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
  • Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
  • Развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  • Беседа о разнообразных  календарно-обрядовых праздниках, о традициях и обычаях, связанных с ними;
  • Знакомство с обрядами , народными играми,поверьями, обычаями;
  • д/и « народные инструменты», «укрась слово», «дверная скважина»;
  • режиссерская игра с настольным театром « заяц хваста»;
  • физ. Минутка «журавль».

«Предметы быта и утварь»

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

  • обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека;
  • способствовать установлению простейших связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;
  • воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
  • формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
  • Картинки с изображением прялки,  табурета, стула, скамьи,«Красный угол русской избы»;
  • Настольно – печатные игры «Посуда русских людей»;
  • Слайды с изображением ложки и миски из дерева, солонки, хлебницы из бересты, горшков, кувшинов из глины, чугунков, хохломской, гжельской посуды.

 

Данный  модуль  отвечает  современным  тенденциям  и  требованиям, приобщая  дошкольников  к  культурно – историческим  ценностям русского  народа, способствует  формированию  основ  духовно – нравственной  личности.

Список  используемой  литературы:

  1. Приобщение детей к истокам  русской  народной  культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд.,перераб. и доп. – СПб: ООО « Издательство « Детство – Пресс», 2016.- 304с.
  2. Пантелеева Н.Г. Знакомим  детей  с  малой  родиной: Методическое  пособие. М.: ТЦ  Сфера, 2015.
  3. Приобщение  старших  дошкольников  к  традициям  родного  края: программа, конспекты  занятий/ авт.- сост. Л.О. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2015. – 173с.
  4. Коломийченко Л.Г. Дорогою  добра: Концепция и  программа  социально – коммуникативного развития  и  социального  воспитания  дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 160с.
  5. Петербургский  научно – педагогический журнал « Дошкольная  педагогика», № 2 (117) / февраль / 2016.
  6. Петербургский  научно – педагогический журнал « Дошкольная  педагогика», № 4 (119) / апрель / 2016.
  7. Петербургский  научно – педагогический журнал « Дошкольная  педагогика», № 1(126) / январь / 2017.
  8. Ежемесячный  научно – методический  журнал « Дошкольное  воспитание», 2/ 2016.
  9. Ежемесячный  научно – методический  журнал « Дошкольное  воспитание», 8/ 2016.