«Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
статья (младшая группа)
Материал посвящен вопросам адаптации ребенка к условиям детского сада. Рассматриваются психологические и педагогические аспекты процесса привыкания малыша к новому коллективу, воспитателям и распорядку дня. Приведены рекомендации родителям и педагогам по облегчению периода адаптации, включая создание благоприятной эмоциональной атмосферы, постепенное погружение в детский коллектив и развитие коммуникативных навыков у ребенка. Особое внимание уделено индивидуальным особенностям каждого ребенка и важности учета этих особенностей при организации образовательного процесса.
Цель материала — помощь взрослым в понимании этапов адаптации и способов минимизации стрессовых ситуаций, возникающих у детей при поступлении в дошкольное учреждение. Материал полезен для родителей, педагогов детских садов и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ.
Начав работу, поставила перед собой следующие задачи:
- знакомство с режимом дня в детском учреждении; знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
- показ родителям методов и приёмов взаимодействия с детьми во время непосредственно - образовательной деятельности с воспитателем, и образовательной деятельности в режимных моментах;
- формирование определённых навыков у детей в соответствии с возрастом;
- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Работа в группе раннего возраста по адаптации детей включает в себя :
1. Индивидуальную работу с детьми:
• наблюдения, в процессе которых получаю достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.
• заполнение индивидуальных листов адаптации ребёнка, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Руководствуясь, полученной информацией о ребёнке, определив степень тяжести протекания адаптационного синдрома, использовала следующие приёмы работы с детьми:
Работа с детьми с тяжёлой степенью адаптации.
Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к 1 группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными.
При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь удовлетворить потребность, определяющую его поведение,- потребность в общении с близкими. Предлагаю близким ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестаёт плакать, успокаивается. Возможно, что в первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.
Работа с детьми со средней степенью тяжести по характеру привыкания.
Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними.
Работа с детьми с легкой степенью адаптации.
Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.
Действия ребенка становятся много звеньевыми, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребенок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.
2. Коллективную работу с детьми:
Методы и приёмы работы с детьми в период адаптации.
метод «песочной терапии».
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом.
Делаем такие упражнения:
1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко.);
2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея. Тоже, поставив ладонь ребром;
3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;
5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью.Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.
«Музыкотерапия»
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах. Игры могут быть на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, …» и т. д.
Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
Методика «Сказка»
Каждый ребёнок дома выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили ребёнку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад.» Далее психологом были составлены сказки про любимые игрушки детей, которые раздавались родителям, для каждодневного рассказывания детям по дороге в д/с. В течении 30 дней с момента поступления в д/с ребёнку 1 раз в день задавались вопросы: «Как твоей игрушке нравится в д/с, Как она себя чувствует? и т. д.» По мере прохождения адаптационного периода отношение к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке : «Ей хорошо, ей нравится в садике»
Исследования по методике «Сказка» показали ,что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания
«Игротерапия»
В период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности.
Тип темперамента – название игр:
Холерик: подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы
Сангвиник: веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком
Флегматик игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика,
рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок
Меланхолик: конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры – потешки («Сорока-ворона», «ладушки»).
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» (обобщение опыта)
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику провед...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
В данном материале отображенна рабта воспитатетеля в период адаптации детей. Консультации для родителей в первый раз идущих в детский сад....

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы
Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...

Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»
Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...

