ТОК – ШОУ « ПОЧЕМУ РЕБЁНКУ НУЖНА ИГРА?» (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа)

Селезнева Елена Николаевна

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните ли вы, во что играли в своём детстве?

Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребёнок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии детей, но не отличают её от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и т.д. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и другие подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tok_-shou_ob_igre.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ТОК – ШОУ

 « ПОЧЕМУ РЕБЁНКУ НУЖНА ИГРА?»

 (старшая группа)

Цель: 

  • Актуализировать проблему воспитания ребенка в игре.
  • Познакомить со значением игры в жизни ребенка.
  • Приобщать родителей к игре с ребёнком в условиях семьи.

Подготовка.

Провести опрос родителей «Любят ли дети играть?», «Что такое игра?»

«Зачем нужна игра?»

Предложить продумать вопросы по этой теме.

Сделать видеозапись игровой деятельности детей.

                

Встреча строится по типу аналогичных телевизионных программ, в ней принимают участие педагоги, психолог, родители.

        Присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации, выслушать мнение специалистов и сделать собственный вывод.

Ход ток-шоу:

Ведущий: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните ли вы, во что играли в своём детстве? (предлагает перечислить игры).

Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребёнок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии детей, но не отличают её от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и т.д. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и другие подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребёнка.

        Мать. Моя дочка всё время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место. Разве это помогает её развитию?

        Ведущий. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребёнка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными её элементами являются игровой замысел, разработка сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создаётся самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

        О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

Вопрос:

  • В чём, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребёнка?

( Ведущий предлагает высказаться желающим, после чего обобщает ответы)

Ситуация для анализа.

На участке детский гомон. Новенький, мальчик лет пяти, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребёнку воспитатель.

Тот удивлённо смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не-е-е..Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесённый из дома, и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает педагог.

- А так, ни за что…Я разбойник! Сейчас совершу на них налёт! – в голосе недружелюбные нотки.

- Ему бы только стрелять да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растёт, даже слишком.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…

- А зачем? – недоумевает мать. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья – разбойника! Какое это имеет значение?!

        Вопросы:

  • Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении те роли, которые берёт на себя ребёнок?
  • Понаблюдайте за играми вашего ребёнка: какое содержание преобладает в них?
  • В чём, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Комментарий старшего воспитателя.

        В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, что пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей.

        На игры уходит много времени. Лучше пусть ребёнок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки и записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получает в детском саду.

Вопрос:

  • Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?

(желающим предлагается высказаться).

Комментарии психолога.

        Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что ребёнку игра не нужна – это пустое занятие. Если ребёнок научился лепить куличи из песка, то пусть идёт на производство и печёт их там.

        Современные исследования показали, оперирование предметами-заменителями поможет ребёнку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребёнок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно сделать «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребёнок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или лётчик.

        Помните, что ребёнку бывает трудно выйти из игры, прервать её, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребёнку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

        На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде».действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребёнок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным, но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

        

        Мнение воспитателя.

Ребёнку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т.д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

        Игра у ребёнка возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

- Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

- И пить вино – это плохо,- добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает…- убеждённо сказал Слава и, набрав удлинённые детали строителя, добавил: - Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

        Вопросы:

  • Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  • Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Комментарий психолога.

        Замечали ли вы, когда ребёнок начинает играть? Когда возникает в его жизни игра? В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребёнка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Комментарий педагога.

        Ребёнок старшего дошкольного возраста также нуждается в совместной игре со взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты знакомых сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Важно направлять игру детей, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

        С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки. Большую роль оказывает воздействие на ребёнка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы и т.д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать девочкам произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть её положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества их профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например предложить ребёнку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо её прекратить, объяснив ребёнку, почему не следует её продолжать.

         Итак, игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

В заключении предложить посмотреть видеозапись игровой деятельности детей.

Консультация « ВЗРОСЛЫЙ МИР В ДЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ»

Цель:  показать, какое влияние оказывают мультфильмы на дошкольника;

          их роль в развитии и становлении ребёнка;

          призвать родителей: оградить детей от просмотра жестоких мультфильмов;

          дать рекомендации по подбору программ для детей.

Подготовка.

1. Родителям вручаются пригласительные билеты.

        Уважаемые родители!

Приглашаем вас на вечер, посвящённый теме « Взрослый мир в детских мультфильмах».

Мы ждём вас

« _______»_________200_года в _________часов

В программе встречи:

  • Наши дети и ТВ.
  • 25-й кадр в детских мультфильмах.
  • Консультация специалиста: в гостях детский психолог.

2. Составить список передач и фильмов для ранжирования по степени их полезности.

 «Улица Сезам» (телепередача)

 «Спокойной ночи, малыши»

 «Том и Джерри»

 «Симпсоны» (мультфильм)

 «Корпорация монстров» (мультфильм)

 «Отчего? Почему?» (телепередача)

 «Черепашки Ниндзя»

 «Шрек» (мультфильм)

 «Красавица и чудовище» (мультфильм)

 «Зачарованные» (худ.фильм)

 «Король Лев» (мультфильм)

 «Спайдермен» (мультф.)

 «Гарри Поттер» (худ.фильм)

 «Дисней-клуб»

 «Ледниковый период» (мультф)

 «Ералаш»

 «Помогите Телеку» (телепередача)

 «Сами с усами» (телепередача)

 «Алёша Попович и Тугарин Змей» (мультф).

3. Разработать рекомендации родителям « Как правильно подходить к выбору передач и мультфильмов для детей дошкольного возраста».

  1. Выбирайте вместе с ребёнком те мульфильмы и передачи, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы вы хотели посмотреть на следующей неделе.
  2. Точно следуйте этому расписанию.
  3. Старайтесь заранее узнать, о чём будет идти речь в выбранной вами передаче.
  4. Необходимо учитывать возраст вашего ребёнка.
  5. Никогда не переключайте с канала на канал во время рекламы, так как ребёнку это мешает правильно воспринимать информацию.
  6. Если ребёнок вместе с вами смотрит передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиденного на экране.
  7. Каждый раз обсуждайте с ребёнком то, что он посмотрел.
  8. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю.
  9. Старайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телевизор более получаса подряд.
  10. Телевизор необходимо смотреть в ярко освещённой комнате и не с близкого расстояния.
  11. Не разрешайте ребёнку смотреть телевизор лёжа и во время приёма пищи.

Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами пустили в свой дом!

Ход консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему ребёнку нужна игра".

Консультация для родителей....

10 причин, почему ребёнка нужно отдать в музыкальную школу

10 причин, почему ребёнка нужно отдать в музыкальную школу...

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад...

почему ребёнку нужно ходить в детский сад...

Почему ребёнку нужна игра?

Ребёнок пятилетнего возраста нуждается в игре со взрослыми. Дети старшего возраста могут играть в путишествие, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов....

"Почему ребёнку нужна игра".

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания. Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости...

Консультация для родителей воспитанников средней группы "Почему ребёнку нужна игра?"

Консультация для родителей воспитанников средней группы "Почему ребёнку нужна игра?"...