консультации для родителей
консультация

Кулик Лилия Владимировна

логопедия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx175.64 КБ
Файл konsultatsiya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Консультация для родителей

«Автоматизация звука Р».

С

С

C:\Users\User\Desktop\b67c11dafc321db0c2ce0d012f832161.png

                                                           

Пыть-Ях

2023г.

Уважаемые родители, научить ребенка правильно произносить звук р – это половина дела. Дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

 Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — «автоматизация звука р», на котором ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука.

- Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении. 

-Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

Артикуляционные упражнения для звука Р:

Накажем язычок C:\Users\User\Desktop\0_Iej1Y2e6s.jpg

Заборчик

Вкусное варенье

Лошадка

Грибок

Гармошка

Дятел (барабанщик)

Индюк

Маляр  ( с силой движение назад)

Кучер ( тпру)

Заведи моторчик

-Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

- Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

- Для автоматизации звука старайтесь, использовать наглядность. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, и не забывайте дать «установку» на правильное звукопроизношение.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой

последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

То есть по принципу — от простого, к сложному.

Нужно знать и помнить, что на каждом этапе в работу нужно обязательно включать:

1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место в слове и давать характеристику.

2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…)

3. лексический материал, подбираемый родителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов. (этап автоматизации в словах и все следующие этапы).

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр. ( на первых этапах возможно произношение звука с призвуком Д или Т    * дррррр, трррррррр)

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

C:\Users\User\Desktop\png-pit-bull-aggression-in-dogs-dog-aggression-dog-behavior-dog-training-others-miscellaneous-carnivoran-toy-dog-pet-clipart.png РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

  1. этап - автоматизация изолированного звука

Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.

 «Рычи»: громко, тихо.

Фонематическое восприятие. «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно нет — топни.

  • Игра с кубиком - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
  • «Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
  • «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
  • Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
  • Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
  • Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

2 этап — автоматизация в слогах

Автоматизируем  твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э.

Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, + записывает букву. Нет — топает.

  • Паровоз — ор ра дру...  – определить место звука в слоге: начало - середина - конец

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

  • Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
  • дра-дры-дро-дру  
    дры-дро-дру-дра
    дро-дру-дра-дры
    дру-дра-дры-дро
  • По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает - РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  • «Бусы» -  ребенок нанизывает на ниточку бусины  и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
  • «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
  • «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
  • «Весёлая песенка» рэ — рэ ---- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
  • Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
    тры-тро-тру-тра  
    тро-тру-тра-тры
    тру-тра-тры-тро
  • «Какой слог лишний?» ра — со — са;  ор — ур – ам – ыр.
  • «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

— Кра-кро. (довольно)

— Кра-кро-кру. (недовольно)

— Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

— Гру-гры. (робко)

— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

— Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

  • «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

3 этап - автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)

  • Как только ребенок научится произносить звук Р красиво и правильно в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах.
  • Р! заборрр РРРома тррррава? В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, под ударением.

Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».

Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, профессии, продукты, деревья, цветы, ягоды, времена года, овощи, фрукты, дни недели… или вы называете слова (см. детские книжки).

 Рассмотреть сюжетную картинку. Найти слова со [р].

Выбери карандаши (краски), в названии которых есть [р]. (! Простой карандаш)

Порядок автоматизации звука в словах. Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», «в середине», а наоборот. Отталкивайтесь от того, что может ваш ребенок, что у него получается легче. 

  •  «Повторюшка» развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает. Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое? (см речевой материал)

  • Игра «Телеграфист». (Это кто?) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вейМуравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
  • Какой слог исчез из слова БуратиноБу...тино. - Ра. БуратиноСорока? Со….ка. - Ро. Сорока..
  • Чтение слов ребёнком. Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
  • Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
  • Игра «Назови ласково»
    Друг - дружок, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
  • Игра «Актер» Скажи слова голосом медведя, кошечки, мышки, великана…. Либо вы называете слово — пирог А ребенок «играет» роль. Либо ребенок сам может прочитать слово, а затем произносит его с нужным голосом.

Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р]: мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль,  дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь,  плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

  • Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
  • Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
  • «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.
  • «Доскажи предложение».
    Королева сидит на…
    Трубочист чистит…
    Трубач играет на…
    По рельсам в городе ездит…
    Миша учиться на тройки он…
    Весной появляется зеленая…
    Машины мчатся по…
  • «Одно слово — много названий»Рожки, перо, розетка.
  • Перо птицы, перо для ручки.
  • Рожки (козленка), рожки (макароны).
  • Розетка для варенья, розетка электрическая.
  • Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
  • Игра «В гостях у великанов». Я назову предмет, а ты сделай его большим.
  • Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
  • Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
  • Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
  • Труба — трубка — трубочка — трубочист.
  • Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.
  • «Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы).

Чувствуя себя уверенно при выполнении этих заданий, мы усложняем учебный материал.

Учимся произносить [р] во фразе, словосочетании – 4 этап.

Виды заданий:

Развитие фонематического восприятия.

  • Послушай, скажи сколько слов я тебе сказала? В каком слове есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). Смешная игрушка. Игрушка. В середине слова. (Третий).
  • Посчитай от 1 — 10 и обратно. Один карандаш, два карандаша, три карандаша, …., пять карандашЕЙ, ….., десять карандашей.
  • Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.
  • Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь), картошка (свежая картошка), …..
  • Подбери действие к предмету: Рая (Рая сидит, Рая летит, Рая стараяется), пирог (пирог лежит, пирог засох, пирог испёкся),….
  • Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки, …, пять необычных ракушек.
  • Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний.


 5 этап - автоматизация звука Р в предложениях.

Развитие фонематического восприятия. Послушай, скажи в каком слове или словах есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). На столе лежит груша. Груша. В середине слова. (Второй). Миша грыз яблоко. Чем взрослее ребенок, тем сложнее учебный материал.

  • «Предложения Незнайки». Незнайка все время ошибается. Рома рубить дрова. Разве так говорят? Исправь Незнайку! Научи его говорить правильно. У рогов красивая корова. Пироги постряпали Тамару. Морковка растёт в огороде.
  • С предложенным словом составить предложение.
  • Составить предложение по факту. (За ужином, после похода в магазин…) На ужин мама приготовила картофельное пюре. В магазине мы встретили папиного друга.
  • С отработанным словосочетанием составить предложение. На диване лежит смешная игрушка. Один карандаш упал на пол.
  • В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

  • Самостоятельное чтение ребёнком готовых предложенний.
  • Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.

6 этап - автоматизация звука в связной речи (стихи, рассказы, свободная разговорная речь).

Развитие фонематического восприятия. Послушай и постарайся запомнить слова со [р].

Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!
И только после этого учим стихотворение.

«Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Чтение рассказов и ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.

Составь рассказ по картинке.

Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.

Желаю успехов в достижении положительных результатов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»  

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Консультация для родителей

                «Приемы обогащения словарного

 запаса у детей дошкольного возраста»

                                                                             

                                                                             Учитель – логопед:

                                                                  Кулик Л.В.

Пыть – Ях

2023 г.

                       

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.

К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать (различать) одни группы предметов от других.

На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.

На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они сталкиваются повседневно.

В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а так же пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также вкусовых ощущений.

На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.

В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а так же включают в словарь названия материалов и их предметов.

На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь.

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, М.М.Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
  • Закрепление и уточнение словаря;
  • Активизация словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
  • Устранение из речи детей нелитературных слов.

Прежде всего дети усваивают:

  • Бытовой словарь: название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
  • Природоведческий словарь: явления неживой природы, растений, животных;
  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);
  • Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя голову), слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);
  • Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Методы и приемы словарной работы.

1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-,диа-,видео фильмов, просмотр кинопередач.

2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

Словарная работа проводится во время всех видов НОД, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ...

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

                                                                                                                                                                                       

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»  

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Консультация для родителей

«Праздник красивой речи»

                                                                             

                                                                             Учитель – логопед:

                                                                  И.С. Агеева

Пыть – Ях

2022 г.

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен. Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения

Говорите с ребёнком правильно

  Голос является одним из показателей общей культуры речи   человека. Начиная с дошкольного возраста, следует учить детей говорить вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса. Чистый , звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры человека, служат хорошим примером для дошкольников.                                                                                                                                   Речь взрослых должна быть эмоциональной, интонационно      богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дети слышали выразительную речь не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нежно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот.                                                                                                          

               Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно.                                                                                

            Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно  пользоваться громкостью с учётом условий общения, употреблять «вежливые слова»:спасибо, извините, пожалуйста и т.д.    

        Взрослые должны поощрять доброжелательный тон детей   в общении друг с другом.                

 Обратите внимание на существующие правила речи:                                      

  •  Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику, это поможет говорить смело и уверенно. Не спеши с ответом, сначала проговори ответ про себя.
  • Перед началом речи вдохни и сразу же  начинай говорить. Говори на выдохе. Воздух расходуй на гласные звуки, чётко артикулируя их.
  • Гласные звуки произноси широко и громко. Согласные звуки произноси легко, без нажима. В каждом слове выделяй ударный звук. Произноси его громче и протяжнее.
  • Строго выдерживай паузы между предложениями. Длинные предложения дели. Выдерживай паузу и делай новый вдох.
  • Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
  • Держись всё время спокойно, не напрягаясь. Говори чётко, громко, выразительно.
  • Всегда и везде при разговоре соблюдай речевые правила.

Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любой семьи.

Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных речевых играх.

«Скажи наоборот»
Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот.
Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со и т. л.

«Сигнальщики»
У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный колокольчик.

«Заколдованное слово»
Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные слова (например, слово «мяч»), затем слова можно усложнять.

«Телеграфист»
Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша.
Например: мар-ме-лад, по-су-да, дом, че-ре-па-ха и т.д.

«Звуковая цепочка»
Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова и т.д.

«Архитектор»
Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее будет его постройка.

«Собери мозаику»
Взрослый предлагает ребенку собрать детали мозаики: зеленые — если в слове заданный звук мягкий; синие — если заданный звук твердый. Одно правильно придуманное слово — одна деталь мозаики.

«Отыщи слово, отыщи звук»
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли... (тигры),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...