Консультация для родителей "Что такое самооценка и как ее поддержать"
консультация

Иванова Ирина Александровна

Самооценка - это оценка личностью своих качеств, способностей и места среди других людей. От нее зависят уверенность в себе, мотивация, способность достигать целей и общее психологическое благополучие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_samootsenka_i_kak_eyo_podderzhat.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка — это субъективное отношение ребёнка к себе, его уверенность в своих способностях, ценности и достоинства. В дошкольном возрасте формируется основа для будущей самооценки, поэтому важно поддерживать её, создавая условия для развития уверенности и самостоятельности у ребёнка.

Понятие

Самооценка имеет два основных компонента:

  1. Интеллектуальный — представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.
  2. Эмоциональный — отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребёнку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте преобладает эмоциональный компонент.

Самооценка может быть адекватной (соответствует имеющимся качествам, возможностям) и неадекватной (завышенной или заниженной). 

Факторы

На формирование самооценки у детей дошкольного возраста влияют, например:

  • Отношение окружающих людей (родителей, педагогов). Положительные оценки способствуют повышению самоуважения и уверенности в себе, отрицательные — могут вызывать чувство неудовлетворённости и низкой самооценки.
  • Общение со сверстниками через совместные игры и занятия. При нормальной самооценке ребёнок быстро находит общий язык с ровесниками, комфортно себя чувствует в коллективе, не боится проявлять инициативу.
  • Успех или неудача в выполнении задач. Предлагая ребёнку всё более сложные задачи, которые он может успешно выполнить, помогают ему осознать свои способности и развивают чувство компетентности.

 

Методы

Некоторые методы поддержки формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста:

  • Признание и поощрение достижений. Важно отмечать маленькие успехи и радоваться вместе с ребёнком. Например, если ребёнок научился самостоятельно одеваться или тщательно мыть руки, родители должны высказать свою гордость и скрасить момент приятными словами.
  • Комментарии и оценки родителей и педагогов. Делая замечания, важно не сконцентрироваться только на недостатках, а акцентировать внимание на успехах и позитивных качествах. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты всегда слишком медленный», можно сказать: «Молодец, что стараешься делать всё аккуратно и не спеша».
  • Создание условий для полноценного общения и включения детей в групповую деятельность. Чувство принадлежности к коллективу и поддержка со стороны сверстников помогают ребёнку ощутить свою значимость и ценность.
  • Постепенное увеличение сложности заданий. Предлагая ребёнку всё более сложные задачи, которые он может успешно выполнить, помогают ему осознать свои способности и развивают его чувство компетентности.

 

Ошибки

Некоторые ошибки, которых следует избегать:

  • Сравнение ребёнка с другими детьми. Нужно приучать ребёнка следить за собственными успехами и радоваться им.
  • Завышенные требования, которые ребёнку не под силу. Например, если ребёнку ещё трудно убрать свою кровать, не ругать его, а сосредоточиться на том, что у него хорошо получается (например, собрать игрушки).

Некоторые ошибки, которые могут снизить самооценку у ребёнка:

  • Сравнение с другими детьми. Ребёнок начинает чувствовать себя неудачником и теряет веру в свои способности. Вместо сравнения нужно поощрять личные достижения и успехи, показывая, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны.
  • Постоянная критика. Ругая и упрекая ребёнка, родители могут серьёзно подорвать его самооценку. Критика должна быть конструктивной и сопровождаться похвалой за усилия.
  • Недостаточное внимание и поддержка. Если родители игнорируют достижения ребёнка, не проявляют интерес к его увлечениям и не выражают свою любовь, ребёнок может начать сомневаться в своей ценности.
  • Слишком высокие ожидания. Нереальные или чрезмерно высокие цели могут создать у ребёнка ощущение невозможности и провала. Лучше ставить реалистичные цели и помогать ребёнку постепенно их достигать.
  • Недостаточное доверие и автономия. Когда родители постоянно контролируют каждое действие ребёнка и не доверяют ему, он начинает чувствовать себя некомпетентным и безнадёжным.
  • Угроза перестать любить. Это формирует сниженную самооценку у ребёнка и мышление в области «чтобы меня любили, я должен заслужить».
  • Бесконечные запреты. Ребёнок становится безынициативным и неуверенным, если ему постоянно говорят «нельзя».

Чтобы избежать снижения самооценки у ребёнка, родителям важно осознавать свою роль в её формировании и стараться создать для ребёнка условия, способствующие её положительному развитию.

Формировать самооценку у детей дошкольного возраста помогают подвижные, творческие игры и беседы. Важно помочь ребёнку осознать свою ценность, уникальность и способности, научить оценивать результаты своих действий и поступков. 

Подвижные

  • Игры с озвучиванием результата перед коллективом детей. Например: «Чьё звено скорее соберётся», «Переправа», «Белочка с орехами».
  • Игры, где ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляют искать новые пути решения задач, что развивает умение принимать самостоятельное решение.
  • Игры, где ребёнок может примерить на себя любой образ. Например, проигрывание поведения, которое пока ещё недоступно ребёнку в жизни.

 

Творческие

  • Рисование на тему «Я победитель!» — детям даётся всё необходимое для рисования, предлагается нарисовать себя в роли победителя. 
  • Создание «копии личных достижений» — ребёнок припоминает свои успешные действия за прошедшее время и записывает их на листочке. Эти листочки он собирает в копилке достижений.
  • Игра «Ромашка успеха» — нужно сделать из бумаги большую ромашку с семью лепестками по количеству дней в неделе, серединкой — фотографию с улыбающимся ребёнком. Каждый вечер вместе с ребёнком вспоминать все его добрые дела и достижения за день и записывать их на очередном лепестке цветка.

Беседы

  • Открытые диалоги о чувствах и эмоциях — помогают детям лучше понять себя и свои реакции на окружающий мир. Важно создавать поддерживающую атмосферу, где дети могут чувствовать себя комфортно и уверенно выражать свои мысли и чувства.
  • Поиск позитивных моментов — нужно попросить детей назвать по крайней мере один позитивный момент из своей жизни или дня. Это может быть что-то, что они сделали хорошо, получили комплимент от друга или родителя, или просто что-то, что сделало их счастливыми.
  • Составление списка положительных качеств каждого ребёнка в группе — это могут быть доброта, терпимость, творческий подход или способность слушать других. Нужно подчеркнуть эти сильные стороны и использовать их в положительных контекстах во время занятий и общения с детьми.
  • Нет однозначного ответа на вопрос, как часто нужно проводить игры для формирования самооценки. Некоторые из них, например «Копилку достижений», рекомендуют продолжать долгое время, так как эффект от них проявляется в перспективе. 
  • С другой стороны, есть мнение, что некоторые игры, такие как «Волшебный стул», можно проводить на протяжении длительного времени с группой детей. 
  • Важно подбирать игры и упражнения, которые подходят конкретному ребёнку и его особенностям, и проводить их регулярно, чтобы наблюдать позитивные сдвиги в оценке себя и окружающей действительности. 

ИГРЫ

Копилка достижений

Эта отличная игра может и должна перерасти в привычку ребёнка замечать и ценить свои ежедневные маленькие победы. Если систематически пользоваться таким приёмом, то можно реально добиться глобальной цели – поднять самооценку ребёнка. Позднее можно упростить игру – ввести устное обсуждение ежедневных «подвигов» ребёнка.
Нужно подыскать подходящую большую банку или картонную коробку и вместе с ребёнком оформить её так, как он сам представляет вид копилки личных достижений. Он может пожелать нарисовать на ней предметы, по смыслу связанные с понятием «успеха», или ограничиться красивыми узорами. Кроме того, для игры понадобятся небольшие листки бумаги.
После этого нужно договориться с ребёнком, что после возвращения домой он должен припомнить какие-то свои успешные действия за прошедшее время и записать их на листочке. «Подвиги» могут быть самыми разными: получился красивый рисунок на тему «весна», прочитал наизусть стихотворение у доски в школе, угодил бабушке подарком, написал на пятёрку контрольную по математике, за которую очень боялся и т. д. Эти листочки ребёнок должен собирать в копилке достижений. Для ребёнка важно, даже в неудачный день найти что-то положительное, что ему удалось. По мере наполнения копилки ребёнок будет преисполняться гордостью, уверенность в своих силах будет расти. Но для этого домочадцы должны выказывать полное уважение к его достижениям, не допуская пренебрежительности и снисходительности.
В моменты, когда ребёнку покажется, что перед ним возникли непреодолимые трудности или когда он критически начинает оценивать собственные способности, относить себя к неудачникам, ему можно будет обратиться к этой копилке. Она поможет ему вспомнить, что он уже справлялся ранее с преодолением трудностей и добивался успеха, благодаря чему он сможет настроить себя на позитивный лад.
Поначалу эту игру можно использовать для общего поднятия самооценки ребёнка, затем уже для повышения уверенности в своих силах в конкретных делах, например, при овладении особенно сложным школьным предметом. Тогда в копилку достижений станут поступать записки о быстром усвоении новой теоремы или разницы между квадратом и прямоугольником.

Закончи предложение

Родители и другие взрослые могут сколько угодно твердить ребёнку, какой он замечательный, но всё это будет иметь смысл только тогда, когда он сам согласится с их словами и с тем, что у него есть и некоторые достоинства, и вообще, он заслуживает уважения. С помощью предлагаемой игры как раз можно убедиться, принял ли уже ребёнок увещевания взрослых, и отразилось ли это на его отношении к самому себе.
В этой игре используется мяч. Вначале взрослый должен объяснить ребёнку, что когда он будет кидать ему мяч, то одновременно произнесёт начало какой-нибудь фразы. Ребёнок, поймав мяч, должен кинуть его обратно и продолжить фразу самым произвольным образом, но чтобы она сохранила смысл. Все фразы будут относиться к нему. При этом взрослый может несколько раз использовать одни и те же начальные части фраз, а вот ребёнку придётся придумывать каждый раз новые окончания. После этого начинается игра, во время которой взрослый произносит что-то вроде «Я могу…», «Я умею…», «Я хочу научиться…», «Я сделаю…», «У меня получается…». Каждое из подобных начал предложений нужно повторять по несколько раз, благодаря этому у ребёнка отложится в подсознании, что он многим уже владеет, хотя над многим просто не задумывался – значит, он раньше смог этому научиться.

Солнышко

С помощью этой отличной игры ребёнок может ощутить «психологическое поглаживание», которое ему необходимо, чтобы чувствовать себя нужным, любимым, успешным. Проводиться она обязательно должна в доброжелательной атмосфере, а ребёнка должны окружать важные для него люди.
Для неё отлично подойдёт день рождения ребёнка. К ней можно перейти, когда гости уже вполне насытились и готовы к развлечениям и общению. Общее внимание нужно привлечь к имениннику, заметив, что он совсем замёрз и предложить всем вместе его согреть, сыграв в игру «Солнышко». Пусть все гости сядут в круг, а в его центре встанет именинник. Каждого гостя нужно вооружить цветным карандашом, условившись, что это солнечный лучик. Этот «лучик» нужно вручить «замёрзшему» ребёнку, сопровождая добрыми словами о том, что гость ценит в имениннике, за что его уважает. Затем ведущий показывает пример, вручая малышу свой карандаш с тёплым отзывом. Согреваемый должен повернуться к поздравляющему лицом и непременно его поблагодарить. Так поступают все собравшиеся в круге гости.
Такая игра обычно настолько нравится другим маленьким гостям праздника, что они также выражают желание побыть «отогреваемыми». Им, конечно, нельзя в этом отказывать и повторить эту же игру. Но если это невозможно (из-за количества желающих получить свою долю тепла детей), то можно пообещать им другие интересные игры взамен уже знакомой, чтобы они успели сыграть и в них.

Комплименты

Игра призвана помочь ребёнку оценить свои положительные качества, почувствовать, что другие дети его ценят и понимают. Все встают в круг и берутся за руки. Первый ребёнок, смотря соседу в глаза, говорит, что ему в нём нравится. Тот благодарит, говорит, что ему очень приятно и в свою очередь с тем же обращается к следующему соседу по кругу. Когда все выскажутся, то с детьми нужно обсудить, что они ощущали, когда их хвалили, что услышали о себе неожиданного, и понравилось ли им самим произносить комплименты.

Мне нравится в тебе…

Данная игра призвана научить ребёнка замечать положительные свойства в себе и в других детях, учит общаться и высказывать своё мнение. Она рекомендуется для детей шести лет и старше. Пусть дети встанут парами или в круг, а затем по очереди начнут говорить соседу обо всех замеченных у него хороших качествах, начиная обращения словами «Мне нравится в тебе…».

Гирлянда достоинств

Эта игра может научить ребёнка замечать в других людях положительные качества, а также вызвать желание развивать их в себе. Игра подходит для детей от 6 лет. Вместе с ребёнком нужно нарезать полоски из бумаги и на одних написать какую-нибудь хорошую черту характера (вежливость, доброта, сила, трудолюбие и т. д.), а на других – навыки и умения, имеющиеся у него (чтение, рисование, лепка из пластилина, мытьё посуды, подметание пола и пр.). Затем эти полоски нужно склеить кольцами, собранными в гирлянду, которую повесить в комнате ребёнка. Периодически нужно вспоминать с ребёнком ту или иную надпись и обсуждать её актуальность. Когда ребёнок чему-то научится или проявит себя с новой стороны, то после обсуждения этого, к гирлянде следует добавить новое звено.

Ромашка успеха

Эта игра помогает малышу видеть свои достижения и вырабатывать в нём уверенность в собственных силах, повышать самооценку. Она также рекомендуется для детей шести лет и старше. Нужно сесть вместе с ребёнком и сделать из бумаги большую ромашку с семью лепестками по количеству дней в неделе. Серединкой ромашки нужно сделать фотографию с улыбающимся ребёнком. Каждый вечер вместе с ним нужно вспоминать все его добрые дела и достижения за день и записывать их на очередном лепестке цветка. Когда неделя подойдёт к концу, все записки с успехами можно перечитать всей семьёй и вместе порадоваться за прогресс ребёнка.

Карточки в подарок

С помощью этой игры для повышения самооценки ребёнок может научиться замечать положительные качества, как в себе, так и в других детях. В неё рекомендуется играть с детьми возрастом от 6 лет. Придётся предварительно потратить несколько занятий с детьми, чтобы подготовить карточки с рисунками, обозначающими хорошие качества. Каждое изображение нужно обсудить со всеми детьми, чтобы они легко узнавали его значение (например, гиря – сила, улыбка – весёлость, голубь – доброта, флажок – лидерство, 2 флажка – честность и т. д.). Для уже умеющих читать детей картинки можно заменить написанными словами. Во время игры каждому ребёнку нужно выдать 5-8 разных карточек. Затем ведущий даёт команду старта, после чего дети начинают обмениваться карточками, которые, по их мнению, кому-то больше подходят, но не дают их в руки, а прикрепляют скотчем к спине оппонента. Наконец взрослый даёт сигнал отбоя, после чего обмен карточками прекращается и начинается подсчёт карточек у каждого игрока. 

Обсуждая игру, нужно дать детям высказаться, приятно ли им было получать карточки и что более приятно – получать их или дарить? Нужно обратить внимание на тех детей, которые получили меньше других карточек, ведь они свои карточки раздавали с радостью и рассчитывали получить подарки и от других ребят. Чтобы не обидеть этих игроков, нужно повторно провести игру – практически наверняка их «улов» карточек на этот раз будет заметно богаче, ведь другие дети не хотят никого ущемлять.

Хорошие поступки

Эта игра предназначена для того, чтобы дети отмечали свои успехи и достоинства, благодаря чему их самооценка бы повышалась. Она предназначена для детей возрастом от 8 лет. Всем игрокам нужно выдать по листу бумаги, на который они должны выписать все хорошие дела, которые они по памяти сделали за минувшую неделю: сделали подарок, научились пришивать пуговицы, выучили басню. Затем каждый игрок должен выбрать из своего списка три самых важных, по его мнению, пункта. Далее взрослый предлагает им объединить эти пункты в одно предложение.
Навыки самоконтроля и адекватность самооценки у младших школьников должны помогать им справляться с обучением на уроках и при выполнении домашних заданий, помогать приобретать новые знания. Часто заниженная самооценка возникает на фоне чрезмерно жёсткого самоконтроля, который может стать препятствием для дальнейшего гармоничного развития школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое самооценка?"

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки ребенка...

Что такое самооценка?

Что такое самооценка? Это то, как оценивает себя человек, свои возможности, поступки....

Что такое самооценка?

Что такое самооценка? Это то, как оценивает себя человек, свои возможности, поступки....

"Что такое самооценка"

Хотите узнать, какая самооценка у вашего ребёнка?Это легко сделать с помощью теста "Лесенка".Его можно использовать с трёхлетнего возраста....

Что такое инициативный ребенок и «Как поддержать детскую инициативу?»

Инициативность главное условие развития познавательной деятельности ребенка, в том числе и творчества....

Консультация "Что такое самооценка?"

Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно ск...

Консультация для родителей "Что такое самооценка и как она складывается у дошкольников"

Консультация для родителей "Что такое самооценка и как она складывается у дошкольников"....