Консультация для родителей "Как научить ребёнка пересказывать?"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей "Как научить ребёнка пересказывать?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 226.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка пересказывать?
Пересказ – это связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.
Чем полезен пересказ?
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Дошкольники любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.
Требования к пересказу ребенка
1.Полное понимание текста.
2.Отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность.
4.Использование словаря и оборотов авторского текста.
5.Равномерный ритм, отсутствие длительных пауз.
6.Спокойная поза во время пересказа, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Как выбрать текст для пересказа?
Произведения для пересказа должны быть легки, доступны по размеру и интересны. Подойдут произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.
Тексты лучше выбрать поучительные, чтобы они несли ребенку определенную мораль. Начинайте пересказы со сказок.
Этапы работы над пересказом
1.Вводная беседа. Она настраивает ребенка на восприятие произведения, выявляет и уточняет его представления.
2.Чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и помогая ребенку определять свое отношение к героям и событиям.
3.Беседа по содержанию произведения. С помощью вопросов родитель выясняет, как ребенок понял содержание, что узнал нового, как представляет себе основные черты главных героев. Объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их.
4. Составление плана рассказа, определение его главных частей.
На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок к произведению. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.
Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки. Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.
Предметные картинки выкладываются по ходу чтения текста. После прочтения, показывая на каждую картинку, Вы просите припомнить, о чем говорилось в предложении. Далее идет работа с текстом, и ребенок пробует его самостоятельно пересказать.
Также вместо картинок используются схемы, пиктограммы. После прочтения текста Вы с ребенком выкладываете из схем дорожку в нужной последовательности, работаете с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы можно нарисовать самому к любому рассказу.
Постепенно от картинок и схем следует отходить.
5.Повторное чтение литературного текста. Перед чтением ребенку дается установка слушать внимательно, запоминать содержание.
6.Пересказ произведения ребенком. Родитель следит, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.
Уровни сложности пересказа:
а) на начальном этапе Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение;
б) далее пересказ организуется по очереди: ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
в) и наконец, ребенок сам пересказывает весь текст.
Многим детям нравится творческий пересказ – пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов и событий из жизни героев.
Не торопитесь и не требуйте от ребенка моментального результата. Будьте готовы к тому, что Вам придется после каждого пересказа перечитывать текст, сверяясь с оригиналом и выделяя ошибки или пропуски. Возможно, Вам потребуется 3 или более раз перечитать текст до того, как ребенок сумеет хорошо пересказать его. Не злитесь и не ругайте ребенка, будьте спокойны и подбадривайте его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Научим ребёнка пользоваться ножницами".
Дорогие родители, не оставайтесь в стороне, помогите ребёнку! Научите его пользоваться ножницами!...

Консультация "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?"
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?...
Консультация. "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?"
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....
Консультация для родителей "Научим ребёнка общаться!"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Научите ребёнка узнавать цвета"
консультация для родителей...




