Консультация для родителей «Ребенок взял чужую вещь - что делать?»
консультация (старшая группа)

Большинство детей хотя бы раз в жизни берут что-то чужое. До 8-ми лет это, как правило, свидетельствует лишь о незрелости ребенка. Он не усвоил понятия собственности, не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении он просто берет то, что ему нравится и не видит в этом ничего плохого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребенок взял чужую вещь - что делать?»

Многие дети начинают брать чужое, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится. Такая ситуация может возникнуть, когда ребенок чувствует свою приниженность, несостоятельность как дома, так и в детском коллективе. Украденное идет на «покупку престижа» среди сверстников. Дети могут красть у братьев и сестер из ревности

Чего не следует делать?

Не называйте ребёнка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью». Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его. Не угрожайте расправой, а тем более физической.

Что делать.

Сначала следует успокоиться. Это только один из жизненных уроков, которые надо пройти вместе с ребёнком, чтобы приобрести опыт преодоления сложных ситуаций, подняться на новую ступень в своем личностном и родительском развитии. Поймите, что от вашей реакции на такое событие в значительной степени зависит, как будут развиваться отношения с ребёнком - на основе доверия или на основе подозрения и тотального контроля. Воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить ребёнка работать над собственными жизненными ошибками. Дайте понять ребёнку, что поможете ему выйти из ситуации достойно и не будете упрекать его в будущем. Попробуйте выяснить, что именно заставило ребёнка совершить некрасивый поступок. Для этого проанализируйте, какими вообще могут быть внутренние мотивы, способные побудить ребёнка взять чужую вещь. Именно от этих «внутренних» предпосылок зависит, каким образом лучше спланировать разговор с ребёнком, на чем следует сосредоточить внимание, как помочь ребёнку озвучить свои чувства и донести до нее свои собственные.

Вариант первый: «Не знал» Присвоение чужого может быть следствием недостаточного осознания того, что в детском саду есть игрушки - общие для всех детей, которыми каждый может играть свободно, и игрушки, которые дети приносят из дома, и которые нельзя брать без разрешения хозяина. Помогите ребёнку разобраться в понятиях «моё», «твоё», «чужое», «наше». Соответствующий разговор можно строить на примерах из собственной жизни. Дети высоко ценят откровенность взрослых, поэтому не следует бояться потерять авторитет через свои признания в детских ошибках, муках совести, раскаянии и радости от победы над собственной слабостью. Полезным будет и чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных и художественных детских фильмов, где отражена похожая моральная ситуация.

Вариант второй: «Очень хочется» Другой побудительный мотив взять чужое - страстное желание иметь именно такую вещь. Попав в поле зрения ребёнка, желанная игрушка, книжка или иная вещь завладевает всеми его мыслями и эмоциями. Ведь так хочется! Ребёнок не может взять себя в руки, идет по стопам своих желаний и поддается искушению - берет то, что ему не принадлежит. «Я так хотела такую куколку. Она такая красивая. Я не могла выпустить её из ручек, хотела дома еще раз переодеть ее и расчесать, уложить спать на свою подушечку ... » - так может объяснить подобный поступок маленькая девочка. В такой ситуации следует эмоционально быть вместе с ребёнком, ведь делясь своими чувствами, она рассчитывает на отзыв, понимание, поддержку и помощь. Ход беседы с ребёнком зависит от особенностей высказанных ею чувств, понимания его эмоционального состояния. С этой доверчивой беседы может начаться взросление ребенка в сфере саморегуляции, что является важным свидетельством личностного развития. Саморегуляция, как и воспитание воли, начинается с умения сдерживать первый порыв, контролировать свои желания, согласовывать «хочу» и «разрешено - не позволено», «можно - нельзя», «уместно - неуместно», «вовремя - невовремя». Кстати, игры с правилами (лото, домино и т.д.) являются незаменимыми помощниками родителей в нелегком деле воспитания произвольного поведения, умения соблюдать правила, руководствоваться ими, овладение навыками саморегуляции, самоконтроля. К тому же освоение игр с правилами поможет ребёнку достичь дошкольной зрелости и психологически подготовиться к систематическому школьному обучению.

Вариант третий: «Эй, я здесь!»

Возможно, на фоне материального достатка ребенок не получает от родителей достаточной эмоционального внимания, тепла и любви. Тогда он находит еще не опробованный, но, как оказывается, довольно эффективный способ привлечь к себе их внимание, заставить сосредоточиться на своей личности: нарушает общепринятые правила поведения, сознательно игнорирует принятые требования. И добивается своего - оказывается в центре внимания и ярких эмоциональных реакций (неважно, что негативных!), становится объектом пусть неприятных, но оживленных разговоров. В такой ситуации ребенок понимает, что от нее хоть как-то зависит, что происходит в семье. Такой поступок ребенка - сигнал тревоги родителям, который мог бы звучать так: «Может, хоть теперь папа наконец заметит меня и оторвется от компьютера, а мама перестанет часами разговаривать по телефону и пообщается со мной. Они все же неравнодушны ко мне». Своими действиями ребенок проявляет серьезную не столько личную, сколько семейную проблему, постепенно «разрушает» отношения в семье, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей. Опасно пропускать такие важные сигналы от ребенка, закрывать на них глаза, относиться к ним поверхностно, ограничиваясь наказанием ребенка. Получив такой сигнал, родителям необходимо начать работу над собой и искать пути налаживания открытых, доверительных отношений в семье, равноправным членом которой является ребенок.

Вариант четвертый: Личный пример

Подумайте, не провоцируете вы ребенка на кражу собственным поведением: легкомысленным отношением к деньгам (вместо того, чтобы положить их в кошелек, распихиваете их по карманам или везде разбрасываете), завышением значения материальных ценностей, навязчивыми разговорами о престижных вещах, «шопоголизмом» и увлеченными просмотрами фильмов о богатой жизни и т. п. Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета и планированию расходов. Он должен знать, что деньги зарабатывают трудом, или физическим, или умственным, и одновременно учиться правильно определять их место в системе ценностей, где приоритетным остается нематериальное-дружба, любовь, сострадание, взаимоподдержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок взял чужую вещь"

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие...

Консультация для родителей: «Ребенок взял чужую вещь - что делать?»

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие...

Консультация для родителей: «Ребенок взял чужую вещь - что делать?»

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие...

Консультация для родителей Ребенок взял чужую вещь - что делать

Консультация для родителей Ребенок взял чужую вещь - что делать...

Консультация для родителей "Ребенок взял чужую вещь. Что делать?"

Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял безразрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать вотчаяние и корить себя: «Мы плохие р...

Консультация для родителей (Ребенок взял чужую вещь)

   Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл...». Не стоит впадать в отчаяние и корить се...