Мастер-класс. Игры по мотивам сказок, как средство развития речи детей дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Игры по мотивам сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста
Цель: передача накопленного опыта использования игр по сюжетным сказкам в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о значении игр в развитии речи детей.
2. Показать возможность развития речи детей через использование совместных игр по сказкам в семье.
3. Стимулировать интерес родителей к дальнейшему использованию полученных знаний на практике в домашних условиях.
Оборудование: мяч, картинки с изображением героев сказки «Теремок» (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый, сказки «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух).
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые родители. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Игры по сюжетным сказкам как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Сегодня мы поговорим о развитии речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в дошкольном возрасте были использованы русские сказки, прежде всего волшебные.
Мы хотим вам дать несколько полезных советов, как правильно преподнести ребёнку сказку:
-Если это сказка, то она должна быть с простым сюжетом и вызывать только позитивное настроение у ребенка.
-Желательно чтобы чтение книги занимало около 15 минут, так как в этом возрасте ребенок не может долго концентрироваться на одной деятельности.
-Читать сказку нужно эмоционально, в процессе чтения подражать голосам героев, менять интонацию голоса. От этого зависит, как ребенок воспримет ее, полюбит ли он ее.
-После прочтения сказки желательно сразу задать вопросы по тексту. Это поможет детям более точно запомнить содержание сказки и после самим рассказывать их.
Если для уточнения содержания сказки мы задаем вопросы, то для развития грамматического строя речи мы можем использовать игры.
Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. В процессе нее, мы можем отследить, какие ошибки допускают дети, которые в последующем можем исправить.
Мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать с детьми в домашних условиях.
1. «Исправь ошибки»
Называем сказку, но в ней есть ошибка, которую необходимо найти.
• «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба»,
• «Даша и медведь» – «Маша и медведь»,
• «Морковка» - «Репка»,
• «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят»,
• «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»,
• «По рыбьему велению» – «По щучьему велению»,
• «Домик» - «Теремок».
Таким образом, вы отследите, насколько правильно знает ребёнок названия сказок.
2. «Назови вторую половину»
Называете первую половину имени героя, а ребёнок – вторую.
• Доктор…Айболит,
• Сестрица…Аленушка,
• Черепаха…Тортилла,
• Елена…Прекрасная,
• Красная…Шапочка,
• Иванушка…Дурачок,
• Змей…Горыныч,
• Иван…Царевич,
• Кот…в сапогах,
• Конек…Горбунок.
В процессе этой игры вы отследите, насколько ребёнок знаком с именами героев разных сказок.
3. «Угадайте сказку по трем словам»
Называете три слова, связанные с определенной сказкой, необходимо ее отгадать.
• Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)
• Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка»)
• Алёнушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди»)
• Сестрица Аленушка , козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
• Стрела, Иван Царевич, кощей - бессмертный («Царевна - лягушка»)
• Иванушка - дурачок, щука, печка («По-щучьему велению»)
• Ласточка , девочка с дюйм, крот («Дюймовочка»)
• Мышка - норушка, лягушка - квакушка, медведь косолапый («Теремок»)
• Избушка, лиса, заяц («Заюшкина избушка»).
С помощью этой игры вы с ребёнком определили название сказки, учитывая героев и предметы, с которыми они взаимодействовали.
Следующая игра, которую вы можете использовать после прочтения сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка»: «Мяч лови, да поскорей назови голос зверей».
Бросайте мяч ребёнку, называя сказочных животных. А ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос:
• Мышка – пищит,
• Собака – лает,
• Волк – воет,
• Медведь – рычит,
• Петух – кукарекает,
• Лягушка – квакает.
Эта игра позволяет нам понять, насколько правильно ребенок употребляет в речи глаголы.
5. Игра «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».
Бросаем мяч, называем первое слово, например, изба, а ребенок , возвращая мяч, называете второе слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (избушка).
• Мышь – мышонок,
• Зайчик – зайчонок,
• Лиса – лисичка,
• Волк – волчонок,
• Двор – дворик,
• Крыльцо – крылечко.
Эта игра поможет вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. «Назови правильно детеныша и детёнышей».
Вы называете животное, а ребёнок называет его детеныша и детенышей.
У лисы – лисёнок, лисята,
У волка – волчонок, волчата,
У коровы – теленок, телята
У зайца – зайчонок, зайчата,
У собаки – щенок, щенята.
Эта игра способствует правильному употреблению слов единственного и множественного числа.
7. «Кто за кем?»
В этой игре нужно разместить героев сказок в определённой последовательности, рассказать, кто за кем пришел, кого встретил. (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый).
Заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух.
В процессе этой игры вы сформируете у ребёнка умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
Спасибо вам за участие. Помните, что очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Давайте будем играть, читать и развивать наших детей!
Список литературы:
1. М. С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О. С Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс для педагогов...

«Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую фун...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов ДОУ«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
