Мастер-класс. Игры по мотивам сказок, как средство развития речи детей дошкольного возраста
консультация

Селянина Л.В.

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс22.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Игры по мотивам сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста

Цель: передача накопленного опыта использования игр по сюжетным сказкам в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Актуализировать знания родителей о значении игр в развитии речи детей.

2. Показать возможность развития речи детей через использование совместных игр по сказкам в семье.

3. Стимулировать интерес родителей к дальнейшему использованию полученных знаний на практике в домашних условиях.

Оборудование: мяч, картинки с изображением героев сказки «Теремок» (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый, сказки «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух).

Ход мастер-класса :

Добрый день, уважаемые родители. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Игры по сюжетным сказкам как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Сегодня мы поговорим о развитии речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в дошкольном возрасте были использованы русские сказки, прежде всего волшебные.

Мы хотим вам дать несколько полезных советов, как правильно преподнести ребёнку сказку:

-Если это сказка, то она должна быть с простым сюжетом и вызывать только позитивное настроение у ребенка.

-Желательно чтобы чтение книги занимало около 15 минут, так как в этом возрасте ребенок не может долго концентрироваться на одной деятельности.

-Читать сказку нужно эмоционально, в процессе чтения подражать голосам героев, менять интонацию голоса. От этого зависит, как ребенок воспримет ее, полюбит ли он ее.

-После прочтения сказки желательно сразу задать вопросы по тексту. Это поможет детям более точно запомнить содержание сказки и после самим рассказывать их.

Если для уточнения содержания сказки мы задаем вопросы, то для развития грамматического строя речи мы можем использовать игры.

Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. В процессе нее, мы можем отследить, какие ошибки допускают дети, которые в последующем можем исправить.

Мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать с детьми в домашних условиях.

1. «Исправь ошибки»

Называем сказку, но в ней есть ошибка, которую необходимо найти.

«Петушок Ряба»«Курочка Ряба»,

«Даша и медведь»«Маша и медведь»,

«Морковка» - «Репка»,

«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят»,

«Утки-лебеди»«Гуси-лебеди»,

«По рыбьему велению»«По щучьему велению»,

«Домик» - «Теремок».

Таким образом, вы отследите, насколько правильно знает ребёнок названия сказок.

2. «Назови вторую половину»

Называете первую половину имени героя, а ребёнок – вторую.

• Доктор…Айболит,

• Сестрица…Аленушка,

• Черепаха…Тортилла,

• Елена…Прекрасная,

• Красная…Шапочка,

• Иванушка…Дурачок,

• Змей…Горыныч,

• Иван…Царевич,

• Кот…в сапогах,

• Конек…Горбунок.

В процессе этой игры вы отследите, насколько ребёнок знаком с именами героев разных сказок.

3. «Угадайте сказку по трем словам»

Называете три слова, связанные с определенной сказкой, необходимо ее отгадать.

Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)

• Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка»)

• Алёнушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди»)

• Сестрица Аленушка , козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

• Стрела, Иван Царевич, кощей - бессмертный («Царевна - лягушка»)

• Иванушка - дурачок, щука, печка («По-щучьему велению»)

• Ласточка , девочка с дюйм, крот («Дюймовочка»)

• Мышка - норушка, лягушка - квакушка, медведь косолапый («Теремок»)

• Избушка, лиса, заяц («Заюшкина избушка»).

С помощью этой игры вы с ребёнком определили название сказки, учитывая героев и предметы, с которыми они взаимодействовали.

Следующая игра, которую вы можете использовать после прочтения сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка»: «Мяч лови, да поскорей назови голос зверей».

Бросайте мяч ребёнку, называя сказочных животных. А ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

• Мышка – пищит,

• Собака – лает,

• Волк – воет,

• Медведь – рычит,

• Петух – кукарекает,

• Лягушка – квакает.

Эта игра позволяет нам понять, насколько правильно ребенок употребляет в речи глаголы.

5. Игра «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».

Бросаем мяч, называем первое слово, например, изба, а ребенок , возвращая мяч, называете второе слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (избушка).

• Мышь – мышонок,

• Зайчик – зайчонок,

• Лиса – лисичка,

• Волк – волчонок,

• Двор – дворик,

• Крыльцо – крылечко.

Эта игра поможет вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. «Назови правильно детеныша и детёнышей».

Вы называете животное, а ребёнок называет его детеныша и детенышей.

У лисы – лисёнок, лисята,

У волка – волчонок, волчата,

У коровы – теленок, телята

У зайца – зайчонок, зайчата,

У собаки – щенок, щенята.

Эта игра способствует правильному употреблению слов единственного и множественного числа.

7. «Кто за кем?»

В этой игре нужно разместить героев сказок в определённой последовательности, рассказать, кто за кем пришел, кого встретил. (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый).

Заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух.

В процессе этой игры вы сформируете у ребёнка умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Спасибо вам за участие. Помните, что очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Давайте будем играть, читать и развивать наших детей!

Список литературы:

1. М. С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.

2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.

3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О. С Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

«Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую фун...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  для воспитателей ДОУ  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов ДОУ«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...