Консультация для родителей "Детский фольклор"
консультация

Светлана Евгеньевна Лебедева

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая на игру. Хотелось бы, чтобы такие полезные игры в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями на занятиях, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми, но и с родителями вошли в повседневную жизнь детей, забавляя их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей
 «Детский  фольклор»

  • Словесные игры в ладоши.
  • Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг. 
  • Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.
  • У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».
  • Игры –разминки.
  • Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать.  «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения.
  • КОНИ, КОНИ, КОНИ,
  • СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ,
  • ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ,
  • ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ:
  • «ЧАБИ-ЧАЛЯБИ,
  • ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!»
  • МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ,
  • И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!»

  • Игры - забавы
  • Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры
  • ЛЕТЕЛА ВОРОНА
  • В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ,
  • ЧИТАЛА ГАЗЕТУ
  • ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ.
  • РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

  • ЛЕТЕЛИ ГУСИ]
  • ПО СИНЕМУ НЕБУ
  • И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО.
  • - КАКОЕ?
  • - ЛЮБОЕ.
  • - НАПРИМЕР?
  • - ПЯТНАДЦАТЬ.
  • - РАЗ,
  • - ПЯТНАДЦАТЬ!
  • (Ловля хлопком руки партнёра)

  • Игры – «загадалки»
  • Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры.
  • ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ,
  • ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ.
  • -А Я БОЮСЬ!
  • -А ТЫ НЕ БОЙСЯ!
  • ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА
  • И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА.
  • РАЗ, ДВА, ТРИ,
  • ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ!
  • (Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится)

Очевидно, в ходе своего развития ребёнок испытывает потребность в совершенствовании речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений, этим-то и привлекают его словесные игры в ладошки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С помощью стихотворного ритма вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая на игру. Не случайно логопеды стали использовать в практике подобные упражнения, помогающие на фоне игровых движений, скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление. Хотелось бы, чтобы такие полезные и интересные игры в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями на занятиях, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми, но и с родителями вошли в повседневную жизнь детей,  забавляя, развлекая и развивая их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей" Фольклор", "Детям о великой отечественной войне"

В этих консультациях я поместила материал для  родителей, который  поможет в воспитании у детей нравственно-патриотических качеств....

Консультация для родителей. Фольклор в воспитании детей раннего возраста.

Консультация для родителей об исплльзовании русского народного фольклора в воспитании ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....

Консультация «Игры в фольклоре»

Консультация«Игры в фольклоре» Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и     физического воспитания  детей разного возраста. Они...

Консультация для педагогов "Фольклор и его значение в воспитании детей".

Фольклор и его значение в воспитании детей (Консультация для педагогов)                                    ...

Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на ...